Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Сотворение Метрополиса.

  • В одной из книг, посвящённых тоталитарному искусству (а это была, по-моему книга Андрея Васильченко «Арийский реализм») я вычитала мысль, что Гитлеру в своё время очень нравился кинофильм 'Metropolis' и он возгорелся идеями создать нечто похожее в Берлине. Вообще же, этот фильм 1920-х годов принято считать «родоначальником тоталитарной эстетики». Ещё ничего нет, а эстетику уже «предсказали». (На самом деле тоталитарная эстетика была даже и раньше - сиречь Большой Стиль короля Луи XIV и он в некотором роде гораздо убедительнее декораций к 'Metropolis'-у, но сейчас не об этом, а, как раз, о 'Metropolis'-е). В этом мегаполисе есть два «мира» - верхний с садами/фонтанами в духе Галантного Века и шикарными, фантасмагорическими сооружениями (потом вся эта фата-моргана удивительным образом осела в проектах именно сталинских ваятелей и зодчих, причём, у меня есть подозрение, что именно они-то, в отличие от Гитлера и Шпеера, 'Metropolis' не видели ни разу). Если посмотреть на безумные проекты Наркомтяжпрома, созданные вчерашними рацио-конструктивистами Весниными, Мельниковым или, скажем, на Аэрофлот господина Чечулина, то нет никаких сомнений - ваяли свой местный Метрополис.


  • 'Metropolis'.
  • «Новая Москва».

    Ещё больше убеждают в метрополисомании кадры из фильма «Новая Москва» - там и вовсе учёные создали «живую модель» грядущего города - в новой Москве не будет места милым закоулочкам и развалюшкам купеческой старины - всем этим заборчикам, сарайчикам и прочим улочкам-шкатулочкам. А будет только прямой солнечный свет, сурово-праздничные громады и много-много Большого Стиля, при виде которого сам Людовик XIV мог бы удавиться от зависти. Идея Метрополиса носится в воздухе - его хотят воплотить или хотя бы мечтают о воплощении. Межвоенная эпоха богата идеями о Столице Мира - три короля - Сталин, Гитлер и Муссолини жаждут прямых проспектов и великих статуй, чтобы поражать (а лучше уж - подавлять) своих и чужих подданных величием камня. Правда, у сталинских мастеров и руки подлиннее, и духа поболее, но это уже тонкости и частности, которые, к тому же, человек с другими вкусами, вправе оспаривать... Тоталитарные режимы, как яркая агония европейских монархий, дали миру не только войны, но и формы, которые изумляют и по сей день.

    Подобный же Метрополис предстаёт и в довоенном кинофильме «Космический рейс» - редкий случай сталинской кинофантастики! Так вот, в этой картине больше всего поражают не скафандры с ракетами и не лунные грунты, тщательно изображаемые земным способом, а именно Город. Тот Город, о котором мечтали в середине тридцатых. Огромный, раскинувшийся на десятки километров, мегаполис, совсем мало похожий на Москву - о Москве нам говорит только...несостоявшийся Дворец Советов, который иногда называют Вавилонской Башней товарища Сталина (столь же грандиозно и столь же - в никуда). Эта же Башня присутствует и в макете «Новой Москвы». Что характерно, идея Вавилонской Башни есть и в Метрополисе - девушка (точнее уже, наверное, - дева) Мария пересказывает рабочим легенду о ней. Но главная идея Метрополиса - это сосуществование Верхнего и Нижнего миров - мира Господ и мира Пролетариев. В Верхнем мире все красивы, энергичны и максимально беспечны. Они даже понятия не имеют, по чьим головам они ходят. Главный герой - Фредер Фредерсен ужасается, когда видит Нижний мир, тонущий в чаду гигантских машин.


  • 'Metropolis'.
  • «Космический рейс».

    Идея нацистов о высших и низших, о прирождённых рабах и столь же природных патрициях, вполне годится и для Метрополиса - ост-арбайтеры были вполне комильфотны в условиях войны, их не воспринимали, как равных и сильно удивлялись, когда те вдруг выдавали знание «языка господ», полученное в советской школе. Что характерно, время было такое - помните идейку инженера Гарина из романа Алексея Толстого? Он разделил человечество на три группы. Первая создана для наук, творчества и наслаждений под командованием элитной проститутки Зои Монроз (почему-то идеи супер-арийства и мега-элитарности часто бывают близки именно таким людям). Вторая группа - это некие «пролетарии». Им предполагалось делать операцию на головном мозге, в результате которой они становились бы послушными, но вполне радостными рабами (вспомним кинокартину «Мёртвый сезон»). Наконец, третья группа должна быть изолирована исключительно с целью размножения (вспоминается нацистский проект под названием Готенгау - место в Крыму, где всяко-разные отобранные пруссаки были бы обязаны тупо размножаться). Всё остальное население умный инженер Гарин предполагал уничтожить за ненадобностью. И опять-таки - ещё ничего нет (роман написан в 1927 году), а идейки витают в воздухе.

    Золотой Остров изысканно-пошлой (sic!) шлюхи Монроз - верхние миры Метрополиса - и такой же нахальный проект наци-архитекторов на острове Рюген - многокилометровые пляжи для хозяев Вселенной. Невыразимо изящные, элитно-сексапильные арийки с равнодушными улыбками попирают нижние миры своими точёными ножками. Кстати, вот это тупое, но вполне возвышенное равнодушие было характерно для тех лиц, которые возникали в умах ваятелей Третьего Рейха. Советский Метрополис был честнее - с утра вкалываем в чаду и копоти, а вечером надеваем бостоновый костюм, а дама из соседнего общежития - крепдешиновое чудо и шляпку-завиток, после чего плывём павами в Парк Культуры (он же - Версаль короля Луи, он же - Вечные Сады Метрополиса). Советский Метрополис предполагал полнейшее самообслуживание - один и тот же человек был обитателем Верхнего и Нижнего миров. Это очень хорошо видно в советских кинофильмах - «Свинарка и пастух» или, скажем, «Светлый путь». Девушка возится со свиньями, а её избранник пасёт скотину, а потом они же и встречаются в Садах Метрополиса. Не смазливая арийская фифа с гладким мальчиком-эсэсовцем, а наши, родные колхозно-передовые и озадаченные трудоднями. Или вот - ткачиха Танька Морозова в исполнении графини Орловой кружит в одиноком вальсе посреди колонн и зеркал екатерининского стиля.


  • Тупое, но возвышенное равнодушие:.
  • Чудовищная статуя из 'Metropolis'-а.
  • Арно Брекер: женский тип Третьего Рейха.
  • Жуткая жуть из фильма...«Отроки во вселенной».

  • После войны товарищ Сталин продолжал ваять свой Метрополис, уже не опасаясь конкуренции со стороны соседних королей - взметнулись великие высотки, дворцы культуры обросли рокайлями и прочими галантно-ненужными подробностями, коринфский ордер облюбовал жилища... А потом пришёл творец Черёмушек и адепт кукурузы и выкинул все рокайли Метрополиса на свалку истории. Но это была уже совсем другая история.

  • Tags: 1930, Кино, СССР, Тоталитарный Гламур
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 109 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →