Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«Красивый человек - это человек-коллективист...»?

  • К этому можно относиться, как угодно - как душа велит, но факт остаётся фактом - в Советском Союзе воспитывали человека с большой буквы «Ч». И классикой его потчевали, и тунеядствовать не давали, и развлекаловку подавали редко и с большими предосторожностями. Что касается многих общечеловеческих норм и понятий, то они оказывались основательно сдобрены идеологическими приправами, что не всегда их (понятия) портило, но лишь добавляло незабываемый вкус. Вот передо мной лежит уникальная книга - «Эстетика поведения» 1960-х годов выпуска. Это - сборник советов от известных деятелей и я б сказала - от икон стиля советской эпохи, а точнее - от скульптора Коненкова, балерины Лепешинской, крупнейшего модельера ОДМО Ефремовой и так далее. Речь идёт о красоте, о советской красоте, о правильном советском житье-бытье. И об эталонном советском хомо-сапиенсе. Интересно понимание женской, да и вообще - человеческой внешности, красоты. «Красивый человек - это человек-коллективист, для которого каждый член общества - друг, брат и товарищ, для которого интересы коллектива, интересы советской Родины ближе, чем его личные интересы», - пишет, собственно, скульптор Коненков.



    Далее в текстах звучит тема труда - «Красивый человек - это человек созидающий» и тема скромности, добропорядочного поведения - «привлекательный человек ведёт себя скромно. Привлекательность всегда сочетается со скромностью» (кстати, автор этих слов - врач Д.Ласс, выпускавший в свое время книги об уходе за кожей лица и о кожных заболеваниях). Прима Лепешинская уверяет, что «...ни полнота, ни грузность, ни природная неуклюжесть не имеют решающего значения». Художник-модельер Ефремова тактично, но неуклонно обрушивается на западный от-кутюр, призывая к умеренной строгости и элегантности в одежде. Далее в книге можно найти противопоставление нашей и западной эстетики тела. У нас - гармония физической культуры, у них - пугающе пустая оболочка. К примеру, совершенно справедливо указывается на то, что культурист со всеми его супер-мышцами не сможет выжить в экстремальных условиях. Мол, спорт ради формы, а не ради, собственно, жизни.

    Советский Агитпроп издревле ненавидел форму ради форму. Был даже затасканный термин «формализм», он же - «буржуазный формализм». Поэтому советские искусствоведы недолюбливали рококо, ар-нуво и ар-деко, зато уважали Малых Голландцев, Шардена, Веласкеса и Передвижников за их правду жизни, не переходящую, однако, в грубый натурализм. Кстати, помнится, искусство Третьего Рейха в одной советской статье было названо именно так - «торжеством грубого натурализма». Так вот...вернёмся к нашим красоткам. Советское понимание внешней привлекательности тоже должно было иметь внутреннее содержание. Красивый человек не может быть ленивым, глупым, жадным, трусливым, плохим товарищем и так далее. Раз тунеядец, всё - некрасив. В этом имеются отсылки к античному пониманию красоты и гармонии - καλοκαγαθία. Красота - это целый комплекс данных, в которых квадрицепсы - дело не первой важности, а если и первой, то вторым пунктом должно стоять служенье музам и профсоюзам. С другой стороны стиляг и прочих моральных вырожденцев в печати часто называли «красавчиками», мелькало понятие «чуждая нам красота». В СССР даже манекенщицы (носительницы не самого правильного мировоззрения) имели умные глаза и лишённые похоти лица.


  • Ирина Азер и Наталья Кустинская - актрисы с условно-западной, то есть сексапильной внешностью.

    То есть получалась интересная картинка - стиляжные навороты или, там, Мисс Америка считались не безобразными, а именно обладающими чуждой красотой. Обратите внимание - тунеядок и поклонниц западной моды всегда и неизменно рисовали этакими красотками (которые не красивы!). Мол, нам не нужна такая привлекательность. Обрушивались и на западные конкурсы красоты, как на некие выставки тела, сравнивали их с выставками собачьих пород. Ещё пара оборотов из указанного издания - «призванные будить грубую чувственность» (опять прилагательное «грубый»!) и «насыщенные нездоровой эротикой» (значит, имеется и здоровая!) У красивого человека могут быть грубые руки (он же созидает), но не должно быть желания смотреть на источники грубой чувственности. Секс был, но сексуальность была некомильфотна. На обложки журналов попадали девушки с простыми и чаще всего не накрашенными лицами. Их красота была не в изгибах тела, а в извилинах мозга или в тайниках души. Именно поэтому актрисы-красотки, вроде Кустинской или всё той же Светличной имели весьма ограниченный круг ролей.

    Интересная ситуация - красавицы, вроде Тереховой или Алфёровой, были востребованы. Актрисы с лицами «родом и народа» - тоже. А вот милашки из обоймы Брижит Бардо были аутсайдерами. Им было некого играть, кроме плохих девочек или западных секретарш. Итак, существовал официальный эталон внешности - созидающий человек. Главное - кто ты, а не какой ты. Западные типажи, как считалось, воздействуют на инстинкты, на нижние чакры, поэтому когда в СССР стали проводиться конкурсы красоты, то никто не понимал, из каких критериев следует исходить. Маша Калинина - не просто 90-60-90, она ещё и комсомолка, отличница, девочка из интеллигентной и полной семьи, теннисистка, знает испанский язык, etc...etc... Выбрать ночную бабочку, содержанку, секретаршу или даже стюардессу - немыслимо. Потому что в красивом человеке всё должно быть комильфо. Вместе с тем это был шок - вторжение западного типа внешности на страницы официальной прессы, где испокон веков царили розовощёкие доярки и многодетные матери, студентки-отличницы и высоколобые зав.кафедры с умными глазами и строгими юбками.



    А ещё советской женщине позволялось быть толстой после 30 лет и не выглядеть в 60 на 35. Западная красота казалась воплощением лоска - мы видели фотомоделей из привозных каталогов, певиц из диско-групп и шикарную тётку Маргарет Тэтчер. Опять же, в наших фильмах про тамошнее житьё-вытьё актрисы с Рижской киностудии старательно демонстрировали современный мейк-ап и от-кутюрный шик, даже если речь шла о безработных и обездоленных. Так, в кинокартине «Мираж» безработная героиня носит белый костюм со штанами-бананами, о котором в начале 1980-х мечтали все модницы. Остальные лузеры и аутсайдеры упакованы в джинсу и стиль сафари. Ага! - думали мы. На Западе все тётки - красавицы и даже нищенки накрашены, как Сандра Лауэр из группы 'Arabesque'. А тётки там, как выяснилось, самые обычные, по сравнению с которыми любая Бурлакова Фрося - образец диоровского Нью-Лука. Но полузапретные плоды оставили свои семена - до сих пор люди полагают, что точёная стройность и вечная молодость - это признаки буржуазной цивилизейшн. А что получается? Именно самые оголтелые анти-совки постоянно поддерживают совковый же миф о западном стиле жизни...?!

  • Отрывки из фильмов, показывающие отношение к миру моды и к так называемой красивой жизни - либо глупо да безответсвенно, либо попросту преступно.

  • Tags: Девочкам на заметку, Кино, О Жизни, Обзор Прессы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 201 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →