Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Попасть в сказку...

  • Многие из моих читателей совершенно искренне говорят, что хотели бы вернуться в СССР, правда, не совсем понятно - куда именно? В СССР своего детства или просто в советскую действительность, как таковую, но «дожившую» до сего дня. Так сказать, в параллельную реальность, где не было ни апреля 1985-го, ни августа 1991-го, ни тем более - октября-1993. Многие подростки, судящие о Советском Союзе по фильмам и бабушкиным открыткам, тоже хотели бы туда, в страну Пионерию. Давайте сегодня представим, что лично у Вас есть возможность пожить в СССР и Вам даётся право не просто очнуться 15-летним балбесом, которому срочно надо бежать на политинформацию, посвящённую голодовке прогрессивного доктора Хайдера, а, что называется «попасть в сказку», а точнее в пространство любимого советского фильма. И пожить той жизнью, которая показывается нам в качестве эталонной советской жизни. Возможно, что в ближайшие 10-20 лет технологии позволят это совершать любому из нас - подключиться к серверу и пожить в мирах братьев Стругацких или переспать с Николаем I. Ну а сегодня на повестке дня - кино-СССР. Итак, в какой фильм хотели бы «провалиться»? Даю своих три штуки. Вы - свои, если хотите.



  • Первым номером нашей программы киношедевр, фильм-ревю «Здравствуй, Москва» 1945 года. Вещь, абсолютно вписывающаяся в бурбонско-сталинский Большой Стиль. Мальчики из ремеслухи разговаривают, как потомственные аристократы - о чести, о верности, о правде, о - Бенвенуто Челлини. Красивые блондины в «дореволюционной» форме знакомятся с хорошими девочками. Не на комсомольских собраниях, а на маскарадах. Где же ещё можно встретить настоящую девочку - у которой две косы и чистые глаза? Много воздуха и огромное небо - и никаких коммунальных кухонь, а тем более - склок возле керогаза. Только танцевальные па и музыкальные инструменты, мечты о Москве и боксёрские перчатки. В этой связи больше всего угнетают сравнения с нацистским кино - так говорят профаны и враги всего человечества! Потому что композиция фильма напоминает постановку времён Людовика XIV - сюжетная линия прерывается концертными вставками (при Людовике сие называлось divertissement и сам Жан-Батист Люлли не гнушался создавать оные).

    Этот фильм я посмотрела в раннем детстве, причём вместе с «Золушкой», как известно, снятой в 1947 году. Интересно, что ощущения от этих двух фильмов-сказок у меня были совершенно аналогичные и я считала, что это - одна и та же кинокартина...! У меня вообще абстрактно-фантазийный Галантный Век всегда ассоциировался со сталинской эпохой (такой же парадной и великолепной - с фасада). И вот этот фильм создаёт ощущение праздника, вечного света и необозримых пространств. Особенно в сцене триумфа (тоже родом из эпохи Людовика XIV, когда спектакли иной раз заканчивались сценой прославления короля). И тут гигантские Рабочий и Колхозница, как боги Олимпа, служат фоном для парадного шествия мальчика-ремесленника и внучки мастера. Парадная лестница, флаги, небо, классическая архитектура и - гигантский спортивный праздник.



  • Вторым номером я бы назвала производственную love-story «Высота». В этом кинофильме эпохи Оттепели и фестивальных ритмов, всё прекрасно - и душа, и одежда, и мысли. Передовой рабочий Коля Пасечник прекрасен своей неброской мужской красотой, лишённой агрессивно-быдляцкого «мачизма» и всякой-прочей супер-мэнистости и супер-penisтости. Это хороший, надёжный мужик, который занимается созидательным трудом, причём для него Большое Дело гораздо важнее материального вознаграждения. В этой связи ему противопоставлен рабочий по фамилии Хаенко. Сравните же по звучанию - Пасечник и Хаенко. Один - от пчёл трудовых, другой - от слова «хаять» (не могу утверждать, но звучит именно так). Говорящие фамилии, как и положено. В кадре опять-таки много света и - пространства. Вообще, советское кино было щедро на показ неба и Солнца. А тут ещё и само называние обязывает. Индустриальный пейзаж - что может быть ужаснее? Но не тут. Красота становления, творческого дерзновения и мечты.

    Помимо всего прочего, Коля Пасечник играет на гитаре, знает Дениса Давыдова и умеет правильно одеваться - безо всяких там стиляжных изысков и глупостей. А свою девушку Катю (которая сама не промах и даже умеет бить чечётку на высоте!) высмеивает, тем самым призывая сменить оперение экзотической птицы на красивое и скромное платье. Знает толк в дамских прелестях! - дарит стильный, но скромный платочек. Вообще, этот фильм показывает, как может и должен выглядеть, думать и работать «хороший человек» - этот термин даже озвучивается начальником производводства, мечтающим о замене анкетных вопросов на одну только графу - на графу о самом человеке. Хорош ли он? Порядочен ли? Или это только интеллигентское прикрытие, как у инженера Дерябина - корректного, делового, вежливого до крайности и - ужасающе противного. Высота - это не только производственный термин, это ещё и моральные ценности, до которых каждому надо подняться. Что делать? Тогда люди искренне верили в Коммунизм.



  • Третий фильм из этой серии - «Приключения Электроника». Детская сказка-фантастика про мальчика-робота, которого, как и Буратину, мастер создал для утешения в старости и на радость людям, но если Буратино убегает от школы, то Электроник, напротив, в неё стремится. Мир детей, которые en masse понимают, что знания - это свет, а неученье - провал. Сыроежкин тут отщепенец - он по сути единственный, кто реально «хочет гулять». Вы скажете - ещё и Гусев? Вспомните сцену с родительским собранием, где гусевский папа говорит, что Макар носит одни пятёрки. Не без внушений со стороны папы, но всё же. Эталонная школа с умнейшим учителем математики (по сюжету он хорошо знаком с профессором Громовым, стало быть у них было общее прошлое в стругацком «Понедельнике...»). Ухоженная директриса, красавица - по рисованию, милейшая - по пению, забавный физрук (у которого тоже есть друг - тренер юношеской сборной).

    И главное - здание. Не школа, а какая-то закрыто-элитная гимназия, куда всё того же Сыроежкина засунули непонятно за какие заслуги. Ага. Мальчик с обложки. Каждый раз после просмотра фильма мне было мучительно жаль расставаться с героями, а ещё больше - с миром, в котором они жили. Заметьте - в фильме нет злых детей, и даже Кукушкина - это просто наивное исключение. Впрочем, она делает это из мести за нечаянную карикатуру. Ощущение, что Коммунизм уже наступил. Если не касаться бытовых деталей, то это и есть мир того самого...2084 года, куда потом летал Коля Герасимов. Вот в «Гостье...» гораздо точнее показана позднесоветская реальность. В «Электронике...» же всё очень стерильно и возвышенно. Полупустые, чистые улицы и опять-таки наличие широкого и - высокого пространства создают эталонный мир, противопоставленный тесному и ночному миру Запада, где самое светлое пятно - белые джинсы Владимира Басова...

  • А Вам какой советский фильм кажется наиболее уютным и приемлемым для пребывания?

  • Tags: Кино, Опросы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 296 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →