Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

О нужных людях и прокисших лозунгах.

  • На днях по телеканалу «Ностальгия» показывали фильм, который я не видела уже лет 20, если не больше. Это была довольно рядовая кинокомедия с безликим, но увесистым названием «Нужные люди» (фильм 1986 года, не путать с голливудской картиной 2002-го года!). Стилистика - нечто среднее между «Самой обаятельной...», «Блондинкой за углом», и «Прохиндиадой...», вещами гораздо более сильными и запоминающимися. Помните, там ещё песня была «А у меня всё схвачено, за всё заплачено...»? Почему же мне захотелось написать именно об этой вещи? Потому что этот проходной фильм с хорошими актёрами (Караченцов, Кокшенов, Светин, Акулова, Полищук, Фарада, и ещё не надоевший Панкратов-Чёрный), так вот, этот фильм - типичный пример того, что в середине 1980-х пропаганда забуксовала до такой степени, что ей только и оставалось уйти с миром, дабы уступить своё место...рекламе, ну или там, ещё какой наглядной капиталистической агитации. Но обо всём по порядку.



    Итак, сюжет. Девушка Оля - тренер по плаванию. У неё есть нелюбимый, но солидный жених Игорёк - директор ресторана. Круг - соотвествующий: нужные люди. Причём, среди этой категории граждан оказываются и начальники спортивных учрежений. Нужным людям противостоят... нет, не бесполезные, а - хорошие. Заметим, что эпитет «нужные» не схвачен ироническими кавычками, что наталкивает на определённые мысли. Хорошие люди - строители, гегемоны, работяги. Но это не те пасынки цивилизации, которые спьяну ломают забор и засыпают мордой на газетке рядом с воблой и беломоро-«бычками», а настоящие строители Светлого Будущего. Они честно трудятся, ненавидят пройдох, а вечерами танцуют вальсы да кадрили в своём рабочем клубе. Замечу, что в кадре 1986 год. Типажу работяги, танцующему вальс, уже никто особенно и не верит, он откровенно чужой на этом празднике диско-жизни. Вернее так, он неактуален, ибо все - западники/циники, особенно создатели кино. Поэтому получается гнусно и ненатурально.

    Так вот, жениху-«ресторатору», как водится, противостоит ясноглазый штукатур Алёша, который живёт-не-по-лжи и вообще - весь из себя правильный. А ещё, в отличие от своих исторических прототипов времён Оттепели (см. роли Н.Рыбникова), хороший гегемон не блещет никакими достоинствами, никакой мужской харизмой (внешность, правда, у него симпатичная). Ну, так вот, перед нами - типовая разновидность «милого и смешного» растяпы-разляпы, который «всё делает невпопад». Такой милый и добрый невпопадыш, портящий вещи и отношения. Я ещё приняла бы на этом месте поэта или шахматиста, но штукатур...! Это просто выше моего скудного интеллекта, видимо... Незлобивый, чистый и светлый Алёша, совершающий постоянно такие же чарующие, как он сам, нелепости, разумеется, влюблён в красивую Олю. Гегемон порывист, романтичен и честен, как сама Правда, а его будущая жена никогда не будет унижена ролью домохозяйки (потому что в союзе с такими хорошими мужчинами, женщины всегда много работают, а потом пашут по дому и крутятся с детьми). А он будет самым светлым образом невпопадничать и далее. Удобно.

    Нравится? Мне вот нет. Но разумеется, всё для героев заканчивается хорошо - они вместе, а нужные люди разоблачены! Работяги вытанцовывают танго - танец аргентинских проституток эпохи Модерн, а модная аэробика - танец нужных людей - разоблачён и тонко высмеян. Что характерно, в этом фильме нет положительных героев, то есть тех, кто мог бы служить примером. Так называемые «хорошие» выглядят раздражающими идиотами и никто из зрителей не захотел бы с ними иметь никакого дела. Особенно молодёжь. Отрицательные персонажи - карикатурно-противны, лишены так называемого «обаяния зла» и тоже отталкивают. Унылое, но при этом - пафосно-разухабистое Добро против такого же неинтересного и серого Зла. Людям как бы предлагается выбрать между утомляющим идиотом и мелкотравчатым подонком. Не между «сталинским соколом» и Остапом Бендером, не между стилягой и Колькой Рыбниковым, а вот так - между одним merd-ом и другим merd-ом. И люди, кряхтя и отплёвываясь, в конечном итоге, начинают выбирать деляг, у которых, хотя бы, кроссовками разжиться можно... Разоблачение «нужных людей» в эпоху Застоя и Перестройки занимало важную часть в работе Агитпропа. Но получалось обратное - люди всё меньше любили весёленькие ситчики Ивановского комбината и всё больше лобызали фирменные лейблы (всё равно уже - какие).

    Рекламировать Хорошее (с большой буквы «хэ») можно только при наличии веры, таланта и мозгов. А когда нет одного из компонентов - тогда увы. Пафос в устах глупого, смешного или - циничного человека выглядит ужасающей пародией. А в последние годы существования СССР реклама «правильности» превращалась в какое-то чудовищное юродство. Например, помню, статью о некоей провинциальной комсомолочке, которая не захотела мириться с дискотечно-киношным досугом местной молодёжи и добилась, чтобы вместо «оглупляющих» дискотек стали устраиваться какие-то «поэтические пятницы» и вечера классической музыки. Вот при Сталине или даже при Хрущёве это выглядело бы не смешно - рабочий внимающий Апассионате или читающий свои стихи «про завод». А в 1986-1987-х годах подобный почин вызывал только ярое раздражение, смешанное с циничным смехом. Кстати, потом Караченцов пел «А у меня всё схвачено...» в эстрадных программах, безо всякой привязки к фильму и его уныло-дерзновенной, прокисшей (не сказать - хуже) моральки. Кто виноват? А вот создатели таких кинокартин - сами не верили и другим не давали. Потому что им-то, как раз, шмотки были гораздо важнее идей.

  • Tags: 1980, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 165 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →