Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«С лиловым оттенком губная помада...».

  • «Я пришел к выводу,
    что в основном женщины
    делятся на две категории:
    ненакрашенные и накрашенные».

    Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».


    1. Введение

  • В одни времена женщины красятся ярче, активнее и смелее, в другие - косметика становится почти некомильфотной. Мода на «боевой раскрас» меняется вместе с модой на наряды, на шляпки и на туфельки, ибо претенциозный макияж Галантного Века ушёл вместе фижмами, пудреными париками и кукольно-капризными манерами, ибо носить псевдогреческие хитоны, туфельки на плоской подошве и проповедовать изысканную простоту классицизма невозможно, если на вашем лице - россыпь мушек, фальшивый румянец и такая же фальшивая бледность. Или, скажем, тоненькие брови и голубой перламутр теней 1970-х годов совершенно немыслимы рядом с плечистой агрессией золотых-восьмидесятых. Тут нужны малиново-фиолетовые, грубые мазки, густота бровей, высокие скулы, для верности ещё сильнее подчёркнутые шокирующе-розовыми румянами. Итак, макияж следует за фасоном, за стилем жизни,...за желанием женщины. Помада хочет того, чего хочет женщина. Общеизвестно, что Древний Мир благоволил к косметике - критянки, египтянки, эллинки и уж подавно - римские дамы имперской эпохи были не чужды притираний, подводок, обманок. В музеях мира хранятся ларчики, в которых древние красавицы хранили свои допотопные белила.

    3. Рыжая Бэсс

    Также общеизвестно, что Средние Века боролись с краской, ибо косметика искажает лик, а человек создан по образу и подобию Божьему. Стало быть, простой смертный преступно рисует на том «холсте», который уж и без того совершенен. Поэтому все - на борьбу с румянами, сурьмой и прочими ухищреними Сатаны! Ренессанс реабилитировал красоту плоти, иной раз чрезмерную - слишком телесную, слишком яркую. Солнечно, плодородно... Появилось красное, золотое, зототое на красном. Личный парфюмер Екатерины Медичи (он же - профессиональный отравитель) - Рене Флорентиец - был славен изготовлением косметических средств. Есть версия, что многих своих врагов королева извела через отравленные помады... Не была чужда make-up-a и другая повелительница Европы - Елизавета Тюдор, и чем старше становилась Королева-Девственница, тем интенсивнее становилась маска из белил, тем ярче делались румяна. Она хотела быть нескончаемой весной, девственной Дианой, только, в отличие от олимпийской богини, рыжая Бэсс не умела жить вечно, поэтому приходилось носить безжизненную маску, скрывающую морщины и многолетнюю усталость...

    2. Галантный Век

    ...Галантый Век - время, когда косметику полюбили не только дамы, но и кавалеры. Все были пухлы, розово-румяны, очаровательны. Оспины отменялись, морщины упразднялись. Мужчины и женщины пудрились и помадились. Все были не только одного пола, но и одного возраста - всем было двадцать лет, все были юны, подвижны, влюбчивы, игривы. Никто не хотел умирать. А пришлось. Говорят, что даже на гильотину маркизы отправлялись при полном параде - белила, помады, мушки... В XIX столетии румяна поблёкли, а подводка для глаз была оставлена актрисам, кокоткам и молодящимся старушкам (лет сорока-сорока пяти), вроде пушкинской мисс Жаксон, которая «...белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России...» И только пудра была всё ещё в почёте. Теофиль Готье даже пишет «похвальное слово» рисовой пудре: «Нежнейшая пудра позволяет придать коже слюдяной, мраморный оттенок и скрыть тот здоровый румянец, который в наши дни выглядит совершенно неуместно...» Прекрасная дама обязана быть бледной, романтичной, затянутой в корсет и беспрерывно думать о высоком.

    4. Серебряный Век

    В одном из русских журналов мод мне довелось прочесть рассуждения о глупости дамских ухищрений по части красоты. Смысл был таков: юной девушке помады ни к чему, ибо она красива сама по себе, а замужней даме раскрашивать себя тоже не пристало - она уже и так стала избранницей, и муж обязан любить её всякую. Тот факт, что женщина красится для себя-любимой, в ту пору был бы воспринят, как общественный вызов. Так вот, сие было подано, как письмо некоей благонравной дамы, притом - иностранки, а точнее - фрацуженки (что повышало её баллы в глазах русских барынь, издревле обожающих Версаль и Шанель). Тем не менее, начиналась новая эпоха. На экранах синема замаячили женщины-вамп с подведёнными глазами, в моду вошли яркие рты и громадные чёрные глаза. Начиналась эпоха туши для ресниц, помад, заключённых в «патроны», компактной пудры. В 1920-х годах женщины окончательно освоили все эти приспособления для придания лицу актуальных линий... В моде - маленькие, в форме сердечка, но пухлые рты, широко распахнутые глаза, припудренные крошечные носы. Всё это в сочетании с короткой стижкой, с короткой юбкой и короткой памятью. Девушки меняют партнёров (как там его звали?), громко смеются и больше не боятся солнца. Появляется пудра «с эффектом загара»!

    5. 1920-е

    В 1930-х образ становится более мягким и рафинированным. Вместе с модой на длинные юбки приходит мода на мягкие рты и высокие, нежные скулы. Брови тоненько выщипываются и удивлённо приподнимаются. Зато с началом войны образ становится агрессивным и жёстким. Алые помады, зовущие взгляды. Мода времён войны - всё чересчур и всё от бедности, от лишений. Подведённые химическим карандашом глаза, им же подведённая стрелка «якобы чулка». Появиться вовсе без чулок - позор для дамы, поэтому одним и тем же карандашиком делаем шикарные голливудские очи и не менее шикарные стрелки воображаемых чулок. Платья бедны, уродливы, коротки, зато шляпка - безумна, состряпана из остатков лоскутков. После войны же хотелось настоящей, подлинной красоты, дамской прелести, рафинированных манер. Так явился Диор со своим New Look-ом, а макияж сделался мягче и тоньше, появились лукавые стрелочки и аккуратные ротики. Женщины 1950-х - воплощение женственности, очаровательные fly-ladies с тонюсенькими талиями и кукольными глазами. Мир стремится быть уютным, сладким, помада - мягкой, а бёдра - округлыми.

    6. 1950-е

    В 1950-х была мода на зрелых женщин, на прекрасных дам, на тех, «кому за...». Всё было в меру, всё было благопристойно и немного приторно. В 1960-х началась мода на юные личики. Глаза - громадны, рты - приоткрыты. В моде бледные помады, иной раз даже белая, перламутровая. В 1970-х мода на девочку-весну сменилась модой на женщину-осень (я имею в виду не стадно-растиражированные цветотипы, а стиль жизни, ощущение, смысл). Так вот женщина-осень 1970-х была белокура, ей было под тридцать или даже за тридцать. Она любила ретро, поэтому тщательно выщипывала брови, как и её маменька в ту самую ретро-эпоху. Мода на светлоглазых, скандинавского типа, женщин, породила моду на голубые тени - они подчёркивали серо-стальные или голубые глаза, остальным же создавали иллюзию «голубоглазого» взора. Розовая помада, персиковая пудра, распущенные волосы, длинное платье в этническом стиле... Советские леди тоскуют о помаде Made in France, а если и не достают, то умеют пользоваться продукцией фабрики «Свобода». Интеллигентная женщина интеллигентно красится. Казалось, гармония женщины и её помады наконец-то найдена.

    7. 1970-е

    Но не тут-то было! В 1980-е годы женщины сделались нарочито агрессивными - у них появилась потребность быть яркими и злыми. Безумные цвета пиджаков, мужские повадки, спортивные штаны-бананы и фуксиево-сине-зелёные треугольники-клипсы. Брови стали густыми, рты - сочными, румяна - сумасшедшими. Девочка-пацанка и женщина-яппи красятся по-разному. Одна вкладывает в движение кисти всю свою наглость, другая спешит сообщить миру, что она - сама себе режиссёр. Но и у той, и у другой помады были одного и того же цвета. Девочки моего поколения (а возможно, просто моего круга) любили погорячее. Малиново-перламутровые губы, такие же ногти. Глаза, подведённые будто бы углём, тени - смесь фиолетового с жёлтым и каким-то забавно-розовым. 1980-е обожали противоестественные сочетания, фосфоресцирующие ткани и такие же тени для век. Чёрная тушь и красная помада - старомодное, пахнущее нафталином позорище. Сюда ещё платье в рюшах и томик старинной лирики, длинную косу и целомудренное ханжество. Ату её! Мы не такие. Мы достаём из широких штанин беспрецедентно-вырвиглазовые помады и красим-красим-красим.

    8. 1980-е

    Мы поливаем выжженные космы жёсткими лаками и считаем себя ужасно самостоятельными! Где ты, моя сиреневая польская тушь?! Где ты, моя бразильская (!!!) помада какого-то невнятно-лилового оттенка, да ещё и пахнущая ароматной химией? Сейчас так пахнут хорошие освежители воздуха. Мы покупали румяна таких цветов, которые вообще не значатся в палитрах и на тюбиках... Потому что такими цветами нельзя ничего нарисовать, кроме дискотечной бандитки образца 1988 года. И вот в 1990-х, потешившись яркими ужасами, взбесившимися фуксиями, инопланетными колерами и запредельной безвкусицей, мы выкинули на свалку истории все эти румяна и лаки. Потому что стало модно мало есть и поливаться озоново-травяными ароматами, носить простые платья и весьма умеренно краситься. Манекенщицы в журналах мод и на подиумах мира выглядят строго, а иной раз - безлико. В этой простоте - шик тотального минимализма. Губы слегка тронуты естественного цвета помадой, тени - прочь, тушь - коричневая. Скучно? Зато стильно. Девушки приучаются к шикарной бедности, к безупречной худобе, к белой гостиной и белому платью, к рисовым шарикам из Японии, к бледно-телесному лаку для ногтей.

    9. 1990-е минимализм

    А потом начался такой же мощный откат к розовенькому гламуру. Розовое - игрушечное, инфантильное, но при этом - якобы богатое, сладковато-невкусное, сюсюкающе-сексуальное - розовое заполонило страницы. Девушки, похожие на бракованных кукол Барби, живут в розовых домиках, носят розовые мини-бикини и предпочитают карамельно-химического цвета румяна. Всё пахнет леденцовыми конфетками, сладкими духами, карнавалом, натужной молодостью. Нежелание взрослеть, слова-междометья (чмоки, заааая), лейбло-смыслы. (Эллочка-Людоедка была бы искренне удивлена скудостью репертуара). Мир, похожий на сахарную вату, которую продают в парках или возле цирка-шапито. Зато есть выбор - не все причмокивающе-гламурны. Некоторые любят винтажные стрелки или строгие очертания волевых ртов. В моде - полистилизм, а вышеозначенный гламур - один из многих и самый заманчивый из предложенных. Некоторые вообще не красятся, носят себе стиль милитари или ещё какое-нибудь мужественное сафари и, снимая мотоциклетный шлем, являют миру длинные белокурые пряди - своего, природного окраса, разумеется...
  • Tags: Женские типы, История моды, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 104 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →