Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Женщина в шляпе.

  • «И веют древними поверьями
    Её упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука»

    Александр Блок
    .

  • Моя бабушка в юности, а потом ещё в зрелые лета носила шляпку. Потом, выйдя на пенсию, перешла на платки. Голова должна быть прикрыта, хотя бы и символически. Потому что я помню эту интересную манеру создавать из яркого индийского шифона широкую полоску и носить её в виде обруча. Моя мама тоже носила шляпки примерно года до 1990-го. Сейчас на предпочитает мои бейсболки к моим же джинсам. Привет, вечно-юная Америка! Матери всех моих подруг тоже носили шляпки, а теперь не носят, хотя головные уборы по-прежнему продаются в магазинах, а ведущие Дома мод включают их в свои коллекции. Из молодых девушек знаю нескольких vintage-ladies, которые танцуют на реконструкторских балах, любят шелест шёлка и шёпот кружев. Они и в повседневной жизни как-то недолюбливают бесполый деним, офисный дресс-код и демократичный casual. Вот шляпка-клош родом из эпохи джаза, да ещё и украшенная тремя жёлтыми розами - это их выбор. Оно прекрасно, да я бы не решилась, хотя весь этот силуэт 1920-х годов создавался ровно на мою фигуру. Но сегодня я о шляпках. Это - уходящая натура, уже почти, как летние перчатки.

    1950-1970-1980
  • Шляпки из журналов 1957, 1973 и 1988 годов.

    Носим шапки, кепки, бейсболки, какие-то военные головые уборы а-ля Солдат Джейн, но не вот это соломенное, перевитое лентами, чудо. Женщина в шляпке - это прекрасное выпадение из бешеного стиля мегаполиса. Женщина в шляпке - это уже образ, мало совместимый с жизнью в ритме casual. Она всё ещё дышит не бензином, а духами и туманами. Всего за сто лет из непременного, обязательного атрибута шляпа превратилась в ненужный, но очаровательный предмет, который, к тому же, требует особого умения одеваться. Шляпа обязывает - в ней нельзя сутулиться, в ней нельзя быть резкой, вульгарной, простецкой и даже слишком деловой. Покупка шляпы непременно повлечёт за собой иные траты, а иной раз, полный пересмотр гардероба.

    В чёрной шляпке и в чёрном пальто - непременно длинном и чуть приталенном, всякая стройная женщина - уже почти Маргарита. Шляпа мобилизует женственную элегантность. При шляпке невозможны всякие «удобные боты» и прочие тапочки. Шляпка зовёт за собой туфельки, причём, непремено на каблуках. Когда-то очень давно, когда женщинам предписывалось быть очаровательными цветами, головной убор значил очень много. В пьесе «Доходное место» богатая сестра Юленька привозит бедной Полине, которую муж потчует умными разговорами о добродетелях, именно шляпу. Шляпа тут выступает символом обеспеченной, шикарной жизни. И ханжеская, но высокопарная болтовня о честной бедности разбивается о простую дамскую шляпку.

    Август Маке. Витрины шляпного магазина. 1913.
  • Август Маке. Витрины шляпного магазина. 1913 г.
  • По центру - дама конца 1900-х гг.

    Таким же символом выступает и десятидолларовый головной убор в кинофильме «Шляпка из Нью-Йорка» с блистательной Мэри Пикфорд. Бедную девушку очаровывает шляпа с пёрышками и лентами - она смотрит на витрину подобно тому, как нищая, оборванная Козетта любовалась розовой куклой. Коко Шанель начала свой путь в мир моды именно с создания шляпок - простых, но элегантных, как и положено для современной и динамичной жещины. Первую свою шляпу она сделала в дар Эмильене д`Алансон - знаменитой куртизанке, с которой Коко «делила» общего любовника - Этьена Бальсана (впрочем, на тот момент Эмильена уже оставила Бальсана!). В шляпках Прекраной Эпохи есть всё. И тоска по уходящему прошлому - все эти бархатно-кружевные штучки, значащиеся в журналах, как «шляпа-fantsie цвета вердегри а-ля Нинон де Ланкло». Никакого отношения к де Ланкло, зато ностальгически-шикарно, манерно, поэтически-роскошно.

    Есть и другие шляпки, в стиле Шанель, которая полагала, что вовсе не обзательно выдирать из страуса все перья, дабы прослыть элегантной. Имеются и маленькие шляпки-toque, их часто носят с маленьким пёрышком-эспри или с бантом. Шляпы 1909-1912 гг. были так велики, что их обладательниц перестали пускать в московские трамваи. Но есть ещё один предмет - шляпная шпилька, при помощи которой сооружение из фетра, лент и остатков былого страуса крепилось к причёске. Шпильки были длинными и острыми, поэтому жёлтая пресса иной раз выдавала, что некая дама (непременно в Париже или в Ницце) убила своего неверного любовника длинной и острой шляпной шпилькой. В духе времени. Тогда были в моде ревнивые черноглазые ведьмы, женщины-фатум, копировавшие повадки Тэды Бары и Франчески Бертини. Если уж добивать, то - красиво.

    1920-е годы
  • Мода 1920-х годов. По центру - советский журнал мод.

    В 1920-х годах шляпки, как правило, небольшие, венчающие худосочный, вытянуто-длинноногий силуэт женщины-мальчика. Головной убор-клош, колокольчик, скрывает часть лица и в профиль оказываются видны только сочные, сильно крашеные губы и острый носик, тщательно обработанной компактной пудрой фирмы Coty. Советские нэпманши и жёны спецов - такие, как Эллочка Щукина - носят шляпки по картинке из Парижа. Но те, другие, новые, которые не мещанки, а суровые активистки, предпочитают красную косынку или ещё какое-нибудь кожаное кепи из арсенала автомобилистов. «В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, прошу снять ваш головной убор, – внушительно сказал Филипп Филиппович». Аристократка-большевичка Вяземская порвала не только со своим классом, но и со своим...полом.

    «Моды и шляпы» - под такой вывеской обреталась Елена Станиславовна Боур, бывшая любовника Кисы Воробьянинова. Моды и шляпы отданы на откуп НЭПу с его лаковыми штиблетами, танцем шимми и трактирами на Пятницкой. А «большой мир» в это время летел на всех парах в коммунистическую утопию, ударял автопробегом, давал стране угля и мечтал о летающих городах Георгия Крутикова... В 1930-х шляпки сделались интереснее, прихотливее. Лелонг и Скьяпарелли вспоминают о треуголках, создаётся даже головной убор «а-ля Мария Стюарт». В преддверии новой войны так приятно вспоминать о казнённых королевах, о шалостях галантных столетий, о неспешности конных прогулок в Блуа и Сан-Суси. Но развивалось и рационалистическое направление, деловое, более того - спортивное. Спортивный стиль - для путешествий и энергичного времяпрепровождения. Дамские шляпы этого стиля похожи на аналогичные мужcкие...

    1930-е гг.
  • 1 и 3 - ретроспективные моды 1930-х годов. По центру - немецкая реклама шляп спортивного стиля.

    Головные уборы военных лет Кристиан Диор называл самыми безобразными за всю историю костюма! Женщины сооружали шяпки из всего, что попадалось им на пути. Вынужденные экономить на материи, парижанки отыгрывались на шляпах. Жили по принципу: не могу себе позволить шикарный туалет? Вообще никакой не могу позволить! Даже попроще. Даже чулок нет, приходится рисовать стрелку химическим карандашом, чтобы все видели - я-то иду в чулках. Так сделаю себе клумбу на голове! А одна дамочка даже где-то украла чучелко яркой птички, чтобы усадить её посреди бантиков и шёлковых розочек, сделанных из остатков лоскутков. Шляпы времён войны - это вызов лишениям. Был и другой вариант - тюрбанообразный головной убор, тоже созданный от бедности, от невозможности сделать причёску, от вынужденности работать у станка. Тюрбаны так полюбились дамам, что их потом носили ещё года три после войны.

    Шляпы диоровской эпохи - это сплошное эстетство и чётко вычерченная роскошь. Никаких перьев, роз, чучелок и вообще - перегрузок. Шляпки на вид даже скромны, но диоровский шик - он для тех, кто умеет выбирать, для искушённых леди, знающих толк в ароматах, кружевном белье и хорошем тоне. Кстати, знаменитая шапочка 1950-х, названная советскими людьми презрительным словом «менингитка» - тоже творение дома Dior. Почему вдруг менингитка? Она была настолько миниатюрная, что не согревала голову, а только обозначала своё присутствие. Посему менигит в условиях русской зимы становился попросту неизбежен. Но кого и когда останавливала такая «мелочь»? Кстати, именно 1950-е годы были, по сути, последним десятилетием, когда головной убор считался общеобязательным предметом для элегантной дамы. Последующие десятилетия - это планомерное «забывание» шляп в угоду самым разным условностям. Новым условностям.

    Шляпы военных лет и шляпка диоровского стиля
  • 1 и 2 - шляпы военных лет.
  • 3 - маленькая шляпа диоровского направления. Но это - не менингитка!

    Так почему в 1960-х шляпы перестают быть общеобязательными? На мой взгляд потому, что поменялся главный адресат модных журналов и вообще - главный потребитель модной одежды. В 1960-х этим адресатом стала молодёжь, девочки-веточки, которым шляпа, по большому счёту, не нужна. Раньше моду создавали для взрослых женщин, а не для их дочерей. Шляпа - убор дамы, а не девчонки. А поскольку моду теперь стали диктовать молодые, то и головные уборы перестали считаться общеобязательными. Можно, иной раз - полезно, но женщина уже не ужасалась отсутствию в гардеробе новой шляпы и уж точно не стала бы изобретать себе тюрбан, как во время войны. Что характерно, в 1970-х, когда в снова (хотя и на время) в моду вошёл тип взрослой женщины, которой перевалило за 30, опять началась шляпная мода. Благо, появилось сразу много стилей - от этники и ретро до сафари и романтического направления - с воланами и рюшами.

    А под каждый стиль полагалась своя шляпка или шапочка. Появились и шляпки в стиле ретро - ностальгическое воспоминание о моде 1920 или 1940-х, всё равно. Тогда было актуально всё, что было раньше, до того как... До чего, спрашивается? А вот до космических 1960-х, которые теперь казались слишком прямолинейными, а оттого - провальными. Кстати, знаменитые высокие лисьи шапки, в одной из которых ходит по ночному Ленинграду героиня Барбары Брыльской, пришли из Парижа, но были созданы под русским влянием. Ведущим стилем была этника, и многие модельеры создавали не только турецкие и африканские коллекции, но и славянские. Считается, что моду на русские платки, шапки, красные сапоги и, разумеется, дублёнки, ввёл именно Ив Сен-Лоран. Там. У себя. А сюда мода на шапки пришла окольными путями через польские журналы мод.

    1970-е гг. Ретро-уборы
  • Головные уборы в стиле ретро. 1970-е годы.

    В 1980-х годах полистилизм сменился диктатом спортивного и делового стиля, причём с акцентом на первый. В этой связи вспоминаются шапки-трубы, популярные примерно с 1981 по 1984/85 годы. Они считались элементом спортивного стиля, а точнее - «космического» его ответвления. Сапоги-луноходы, дутые куртки, фосфоресцирующие ткани и так далее. Многие девушки и дамы вязали себе такую шапку, которая наилучшим образом подходила к этим самым луноходам и дутышам. Но немногим она шла, ибо даже самое изнурённое лицо в ней выглядело круглым и простоватым. Потому некоторые остряки прозвали шапку-трубу, а вернее - девицу в такой шапке «свинья в иллюминаторе»... Потом были в моде различные береты, причём году этак в 1986-м стильно было прикалывать к берету брошку (сбоку). Взрослые дамы носили шляпки а-ля ретро, оставшиеся в наследство от предыдущего десятилетия.

    Что интересно, девочки моего поколения воспринимали хождение зимой без шапки и вообще без головного убора, как...признак самостоятельности. Дойти до школы с раскрытой головой, да ещё и с развевающимися волосами - вот было счастье. В этом было нечто ритуальное. Многие девочки уже на лестнице прятали шапку в портфель и уже в таком виде бежали в школу. Подобной же процедуре подвергались ненавистные рейтузы. Если шапку просто прятали, то рейтузы люто ненавидели. Хорошие девочки, которые слушались старших, этого, конечно, не делали и даже пытались поучать нас: «Главное, чтобы было тепло!». А для нас это, как раз-таки, было не главное!... Итак, шляпа постепенно стала анахронизмом. Из 1990-х мне запомнилась только одна мощная шляпа - красный головной убор Софии Лорен из фильма 'Prêt-à-Porter', по какой-то странной иронии судьбы значившийся в российском прокате, как «Высокая мода»...

    Мамины шляпки
  • Мамины шляпки. 1980-е гг.

  • Да, с одной стороны, немного жаль, что мы отвыкли от шляпок. В них невозможно ездить в переполненном транспорте, они сминают причёску, их чаще зонтиков и перчаток забывают в кафе. Шляпка чувствует себя ненужной в нашем метрополисе. С другой стороны, это прекрасно. Мы можем что-то носить, а что-то отвергать. У нас нет общеобязательных правил, за исключением офисного дресс-кода, но уж он-то утомляет только самых разболтанных и ленивых...
  • Tags: Женские типы, История моды, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 102 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →