Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Эстетика созидания.

  • «Руки рабочих! Вы даёте движенье планете
    Руки рабочих! Мы о вас эту песню поём
    Руки рабочих создают все богатства на свете
    Землю родную обновляя трудом».

    Старинная советская песня.


  • Одним из лозунгов советской жизни был библейский постулат: «Кто не работает, тот не ест!» («Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Библия, Новый Завет, Второе послание св. Апостола Павла к Фессалоникийцам). Труд, работа, выбор профессии в СССР были, по сути, самым важным пунктом в жизни человека, если, конечно, не считать того комплекса мероприятий, который назывался «общественная работа». Хотя, тут спорно - товарищ Калугина ссылает зарвавшуюся Шурочку в бухгалтерию, как в старину цари ссылали нахальных вельмож в деревню / в глушь / в Саратов. Сначала - бухгалерия, потом - местком... Труд же был правом и обязанностью. Именно трудовые, производственные отношения ложились в основу культовых кинокомедий и нудных романов, восторженных поэм про Браткую ГЭС и живописных полотен, рассказывающих о жизни оленеводческих стойбищ, высокогорных пастбищ и прочих рыболовецких колхозов Хаапсалуского района Эстонской ССР. Ты - это то, что ты создаёшь. Ты - учёный-физик, врач, балерина, учитель, офицер, тракторист. Какой-такой «просто человек»? Это простите, кто? Вернее, что? Хиппи-тунеядец? Ясно. И даже любовная лирика развивалась без отрыва от производства, так сказать, на фоне сугубой физики.


  • Кадр из фильма «Высота».
  • В. Попков «Молодость».

    Героини рафинированных советских див - Орловой и Ладыниной - ткали, пахали, вязали снопы, ловили энергию Солнца или хотя бы развозили почту. И только потом - любили, сочиняли песни про Волгу и танцевали в газовых платьях посреди барочного зала. Прораб Токмаков увлекал чужую и красивую жену на высоту, дабы там объясниться в любви...Высоте. Таёжно-лесоповальный де Вальмон - Илья Ковригин влюблялся в неподатливую повариху Тоську. Он - валит, она - варит. Оба заняты и зрителю это показано крупным планом. И даже негордая Анфиска, и та оказывалась при деле, хотя и не при главном - всего-навсего телефонистка, значит, руки всегда в маникюре и лицо - в креме «Снежинка». На наших глазах Новосельцев стряпал статистические отчёты, Вася Кузякин получал путёвку от леспромхоза, а Надька Клюева сотоварищи отправлялась в командировку на испытание нового оборудования. Производственные отношения были тут основными, а любовная линия (хотя и более заманчивой), но по сути - не самой главной.Ибо советское искусство было прежде всего, дидактическим, а уже потом - образовательно-развлекательным. Зритель знал, что герои пашут, строят, учат и лечат. Нам говорили, что Пётр Великий работал на токарном станке и знал многие ремёсла, а граф Толстой любил суровый крестьянский труд. Ваше сиятельство! Пахать подано!


  • В центре любого повествования - человек на работе.

    Зритель, читатель, слушатель,...листатель видели, что все эти герои мелодрам, комедий и детективов делают, создают нечто совершенно конкретное. Пьяный врач вваливался в квартиру красивой учительницы. Страховой агент угонял машины у жлобов, дружил с водительницей троллейбуса и играл на самодеятельной сцене вместе с милиционером. Дядя Вова, даже попав на планету Плюк, помнит, что у некоего Манохина на объекте лопнули трубы. Заметим, что попутчик дяди Вовы - Гедеван получает кличку Скрипач, а не, скажем, Грузин. Ты - то, что ты делаешь или хотя бы имеешь в руках. Скрипка? Скрипач... Афоня - плохой сантехник, и, как водится, плоховатый мужчинка. Девушка Катя Снегирёва - высококлассная медсестра и, разумеется, хорошая девушка. И у всё той же Тоськи завсегда по щам были пятёрки. Девушка-стиляга из фильма «Сверстницы» преображалась, благодаря труду. Конечно, там была и любовь. Но созидание - первично, как базис, а любовь вторична, ибо она - всего лишь надстройка. Труд, работа подавались, как средство воспитания, исправления, улучшения. Помните, запойных, белогорячечных алкоголиков содержали в заведениях под красивой вывеской «Лечебно-Трудовой Профилакторий»? Труд сделал из обезьяны человека - так писалось в учебниках. И неужели же труд не сделает человека - из алкоголика?! Как бы там ни было, пьющие мужики очень боялись этой аббревиатуры - ЛТП.


  • З.Голава. Портрет шахтёра. Фрагмент.
  • И. Тоидзе. «Всегда с партией».
  • В. Кутилин. «Первое поле».

    ...Тема созидания была, по сути, основной и в советской живописи. Можно сказать, что в СССР была своеобразная эстетика труда, работы, профессии. Как было сказано в одной статье, посвящённой художнику Виктору Попкову: «Самое красивое, что я видел в своей жизни - это руки рабочего!». Разумеется, это было слишком выспренно и наверное где-то фальшиво. Однако любое искусство - фальшиво в той или иной степени. Оно - лишь отражение идей, царящих в обществе, а отражение всегда искажает реальность. Разве не фальшивы нимфы и маркизы Франсуа Буше или рыжеволосые девы Прерафаэлитов? Неужели Гамлет в штанах с буфами а-ля Генрих III - это жизненно? Или, скажем, виньетка эпохи Art Nouveau? Тогда почему рокайльные облака или чрезмерно правильные торсы античности никто не критикует за отрыв от ральности, тогда как соцреализм принято ругать за фальшь? Мол, чествовали ивановских ткачих, а сами думали, как бы достать импортную мойку. Мол, и ткачихи-то ненатуральные - слишком холёные руки, слишком опрятные косынки. А женщины Фрагонара - натуральные? Наверняка, многие пототипы были изъедены оспой, трачены молью и покусаны клопами. Но в каждую эпоху возникает своё понимание красоты и художник обязан это понимание воплощать. Кстати, эстетика рококо и Art Nouveau - это, как раз, эстетика безделья.


  • Стиляга = тунеядец = вырожденец = урод. Слева кадр из фильма «Сверстницы».

    Советская же эстетика - это, прежде всего, эстетика бескорыстного трудоголизма. Утром стулья - вечером деньги. Причём, деньги - за кадром, ибо главное - перевыполнить план по стульям. Красивый человек - это человек трудящийся. Лентяй, тунядец, стиляжка (априори - тунеядец) не может быть красивым. Недаром их всех рисовали уродами, вырожденцами с жидкими ногами и кривобокими тельцами, облачёнными в мешковатую импорную тряпку. (Хотя, на деле большинство стиляг вели здоровый образ жизни и - о, ужас! - неплохо учились в ВУЗах!). Итак, красивый - значит, работящий, создающий, созидающий. Иначе говоря, человек-творец. И не так важно, что он созидает - комическую ракету или болты на заводе. В книгах по эстетике часто приводилась антитеза - красота VS красивость. Красивость - это нечто пошлое, чуждое, чаще всего - буржуазное. В том числе, холёная и разодетая тунеядка с хорошо прокрашенным ртом. У неё - масса времени на маникюр, педикюр и накручивание куафюр. Или какой-нибудь западный культурист-красавчик с мощными бицепсами и крохотной головушкой, в которой - ни одной мысли. Зачем ему эти мышцы? Чтобы созидать прокатный стан? Ан нет. Чтобы выставлять себя, как на продажу. Эта красота - чужая, не связанная с созиданием. Потому красотой в чистом (то есть - в советском) виде не является.


  • Кадр из фильма «Девчата».
  • Г.Поплавский. «Пурга».

    Конечно же, за годы Советской Власти было создано много бездарных, бессмысленных производственных романов и кинофильмов, герои которых говорили не живыми фразами, а какими-то формулами. Бригадиры и прорабы, а также начальники смен постоянно «кидались» специальными словесами, дабы показать, что автор хорошо знает текстильное производство или схемы декадно-шаговых АТС. Но, вместе с тем, уважение к труду было на уровне искусства. Это уважение считывалось, как пресловутый 25-й кадр,...а потом нам сказали, что главное - не работать, а зарабатывать и не так важно - чем. Хоть продажей цветмета, Родины и собственных почек. К счастью, сейчас времена и нравы несколько изменились. Не знаю, выйдет ли из этого что-то путное, однако, написать этот пост мне захотелось после того, как по ТВ показали ребят из училища - будущих рабочих. Я понимаю, многие из вас опять заведутся на тему гламура-Дома-2-камедиклаба и прочего Ваганыча, но, тем не менее, фоном к сюжету звучала песня «Руки рабочих», что не может не радовать.
  • Tags: Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 261 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →