Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

«Двойное ретро».

  • Разумеется, термин «ретро» здесь достаточно условен, ибо одноимённый стиль появился только в 1970-х, как ностальгическая эстетизация периода с 1890-х по 1950-е годы. Точно так же понятие «винтаж» сделалось популярным в конце 1990-х, а сейчас увлечение оным стало повальным - как ответ человека на стремительную, прорывную урбанизацию, компьютеризацию,...iPadизацию и прочую тотальную виртутальность с 3D-шностью. Но вернёмся к теме разговора - «двойное ретро», то есть фильмы или книги,...или смыслы, созданные давным-давно и повествующие о том, что было ещё раньше. А мы иной раз уже воспринимаем 1920-е - глазами режиссёра 1970-х - Остапа глазами Марка Захарова, население переулков близ Покровских ворот - глазами Михаила Козакова, Берлин 1933 года - глазами Боба Фосса или Лукино Висконти.

    Ещё более яркий пример - книга, фильм «Война и мир». Лев Николаевич усердно вкладывает в уста героев начала XIX века мораль и представления людей конца, а точнее - второй половины XIX столетия. А создатели кино уже моделируют современную им Наташу Ростову, в соответствии со своим видением 1805 года и - со своим видением Льва Толстого. Таким образом, от реального 1805-го года почти ничего не остаётся, кроме названий. Это уже не двойное, а даже и тройное ретро, три слоя и три смысла. Более чем уверена, что если бы в первой половине 2000-х в Голливуде создавался бы очередной 'War and Peace', Наташей была бы непременная Натали Портман. А то и Кира Найтли - бессменная героиня костюмных мелодрам на любую тему! Ретро всегда упрощает и концентрирует для нас эпоху. Двойное же ретро приобретает статус незыблемого авторитета.

    Гибель богов и Анжелика
  • Кадр из фильма 'Гибель богов'.
  • Кадр из фильма 'Анжелика - маркиза ангелов'.

    Или вот «Анжелика», задуманная и начатая - пока ещё как книга - в 1950-е, экранизированная в 1960-х, но повествующая о временах Людовика XIV. В результате...большинство современных нам людей, жителей 2010-х, часто видят двор Короля-Солнце глазами 1960-х! Нам уже сложно представить не только реальные костюмы 1660-х годов, которые резко отличаются от платьев Маркизы Ангелов, но и понять барочный тип красоты, принятый при Людовике XIV. Ему вряд ли понравилась бы Мишель Мерсье с её крупными губами, подводкой-стрелками, суетой и худосочными ключицами. Ему бы молодую Мордюкову! (Кстати, если отвлечься от народно-колхозного образа, который она всегда воплощала, то нам откроется величественный тип красавицы XVII века). Но мы-то видим то, что ближе - то, что нам показали. Мы часто судим о 1660-х, ощущая 1960-е и видим реального Людовика глазами никогда не существовавшей Анжелики де Пейрак.

    ...А «двойное ретро» имеет самый мощный авторитет - мы доверяем именно создателям «Кабаре» и «Гибели богов», когда хотим разобраться в психологии немца образца 1933 года. Мы почему-то гораздо реже киваем на хронику тех лет и даже ленимся присмотреться к реальным немецким фильмам, снятым накануне прихода Гитлера к власти. Нам ведь уже всё показали и сказали - устами Лайзы Минелли, Хельмута Бергера, Дирка Богарта... Нам проще поверить в чёрный мундир и немыслимую тулью, чем в реальный цвет фельдграу. Мы же до сих пор воспринимаем мир Штирлица, созданный в 1970-х, как мир 1945 года. А он - всего лишь мир, миф 1970-х, когда во всём мире был популярен дешёвый жанр под названием 'nazi-exploitation'. Только с той разницей, что в СССР не было дешёвых жанров и даже 'nazi-exploitation' несла на себе отпечаток мощной дидактики.

    Сомов Лиознова
  • Галантный Век глазами Серебряного века...
  • Третий Рейх глазами 1970-х...

    Мы постоянно оказываемся в плену этого «двойного ретро». Даже такая набившая оскомину классика, как «Гамлет» - ни что иное, как «двойное ретро», точнее - многократное ретро, если учитывать экранизации. Мы видим глазами Шекспира, глазами Елизаветы Тюдор, глазами человека эпохи Ренессанса - мир гораздо более древний. Большинство аннотаций гласят, что пьеса основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в XII веке. Это уже в XII веке являлось легендой! Было бы разумнее видеть Гамлета в одеянии викинга, тогда как мы привыкли созерцать его в штанах с буфами, с испанским воротником, с непременной шпагой. Он для нас - воплощение тюдоровского века, хотя если ставить «Гамлета» по правде, то шпага в его руке будет таким же нонсенсом, как и хрестоматийные сигареты «Друг»...

    Или вот - мы любим Галантный Век с подачи братьев Гонкуров, «открывших» в середине XIX столетия мир Людовика XV, маркизы Помпадур, Марии-Антуанетты, балов, маскарадов, париков, мушек... Потом была мощная вторая волна, уже докатившаяся и до нас - в эпоху Серебряного Века, когда обложки художественных журналов запестрели шёлковыми розами, аллонжами и фонтанжами. Мы часто видим XVIII век глазами Константина Сомова - его Маркиза для нас гораздо более зримое воплощение века, чем фрагонаровские дамы. Почему так происходит? Потому что психология и понимание 1900-х нам ближе, чем взгляд 1770-х? Или потому что 1900-е для нас уже спрессовали всё, что нужно для восприятия 1770-х и окружили их тайной, флёром, прелестью, которых и в помине-то не было в Галантном Столетии. Даже само это название - во многом выдумка всё тех же Гонкуров, а потом уже - Бенуа, Лансере, Сомова.

    Покровские ворота Бриолин
  • Кадр из фильма 'Покровские ворота'.
  • Кадр из фильма 'Бриолин'.

    Мы смотрим «Покровские ворота» и отмечаем приметы времени. Не начала 1980-х, разумеется, а именно 1957 года! Спресованность эпохи до уровня символов - «Карнавальная ночь», разговоры о Фестивале, духи «Красная Москва», ухоженная красавица, живущая в шикарной высотке на Котельнической, каток, рок-н-ролл на хате, ностальгически поданная коммуналка, эстрадник-куплетист... Тем не менее, лица, жесты, смыслы - типичные для 1980-х, даже плащи на девушках-спортсменках - узнаваемые, так сказать, восьмидесятнические. Но мы-то, здесь и сейчас, в 2010-х, уже видим именно 1957-й год, особенно дети, для которых и 1981, и 1957-й слились в единое «давным-давно». И как сказал один маленький, но шустрый ребёнок: «Если во времена СССР было только три программы телевидения, то люди ещё больше торчали в компьютере!». А в «Бриолине», старательно имитирующем модный в 1950-х розовый цвет и округлые формы авто, мы хотим видеть эпоху Элвиса Пресли и фигуристых Мэрилин, а всё равно прорывается эпоха 'Bee gees' и костлявых диско-блондинок с выщипанными бровями. Сплетение времён - хотим видеть одно, а видим ещё и другое. Чем полезно такое «двойное ретро»? Оно даёт нам понимание сразу двух эпох.

    О первой мы узнаём мифы и легенды. Более того, нам уже старательно сконцентрировали базовые представления о старинных временах. Конец 1950-х - юбка-колокол, Фестиваль, массовое расселение коммунальных квартир, талия Гурченко, аромат «Красной Москвы»... О второй эпохе - о времени создания ретро-вещи - мы узнаём тоже немало: вкусы, ритмы, предпочтения, актуальные тренды. Кумир 1970-х Джон Траволта - в роли красавчика 1950-х, покрой платьев 1950-х по лекалам 1970-х... Мы как бы видим сразу два временных пласта. Вместе с тем, «двойное ретро» таит в себе опасность - многие люди начинают видеть историю глазами режиссёров, заученно твердя, что в XVIII веке были только лишь причёски-корабли, а эсэсовцы - всегда в чёрном. А тот факт, что корабли были в моде всего пару месяцев в 1778 году - им невдомёк, ибо это уже спресованно и подано. И то, что прусский дворянин и штандартенфюрер SS никогда не пошёл бы смотреть «Девушку моей мечты» хотя бы потому, что считался интеллектуалом в своей среде...! Увы, старые фильмы про «ещё более старые времена» обладают магической силой, с которой приходится считаться и...Глеб Жеглов оказывается живее всех живых. Куда уж до него газете «Правда» за 1945 год?!
  • Tags: Кино, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 126 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →