Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Роли как лейблы.

  • Даже у очень хороших актёров, есть роли, которые становятся им «родными» - именно родными в кавычках, ибо сами исполнители ролей часто начинают ненавидеть свой сверх-популярный образ и тяготиться подобной сомнительной, с их точки зрения, славой. Потому что потом их начинают видеть только через призму одного и того же образа. К примеру, Мишель Мерсье даже книгу своих воспоминаний назвала «Я не Анжелика!», а Фаина Раневская, заслышав слово «Муля» в своём присутствии, часто начинала вести себя не вполне тактично. Говорят, что даже Брежнев на вручении ей в 1976 году ордена Ленина вместо приветствия сказал: «Муля, не нервируй меня!». Хотя, конечно, героиню фильма звали не Муля, а, собственно, Ляля. Причём, все знают, что та же Раневская была великолепной театральной актрисой - посмотрите, например, спектакль «Дальше - тишина»...

    Но Муля есть Муля. Её не смогла обогнать даже Мачеха из «Золушки», которая, по сути, и была продолжением Ляли-Мули. Таких актёров много. Да, они могут быть бабочками-однодневками, которых совершенно заслуженно помнят по одной-единственной роли, ибо остальные вообще полный шлак, а могут быть великими, как всё та же Раневская. Давайте вспомним топ-пять советских актёров, которых все узнают по одной, невероятно яркой роли. Причём, хотелось бы, чтобы эти артисты не были пустышками, которым один раз просто повезло с режиссёром, а потом - увы. Пусть это будут именно крупные величины, которые каким-то непостижимым образом сроднились с одной-единственной маской. И, как всегда, я называю своих героев, Вы - своих.

    1

  • Итак, мой первый герой - искромётный Костик-Меньшиков из «Покровских ворот». Дошло до того, что на одном из сайтов его написали, как Константин Меньшиков. Правда, потом исправили на Олега. Великолепный артист - многие из нас в конце 1990-х видели его в театральной роли Чацкого. Недавно он шикарно сыграл харизматичного тренера Анатолия Тарасова. Без него вообще не было бы фильма «Легенда №17» - получился бы обычный средний сюжет! Меньшиков очарователен в ранних своих ролях - эпизод в фильме «Родня», «По главной улице с оркестром», «Мой любимый клоун». Меньшиков убедителен в «Утомлённых солнцем» и прочих проектах 1990-х... А всё равно часто звучит: Костик-Костик. Вообще, гениальный фильм «Покровские ворота» дал сразу несколько ролей-лейблов - это и Маргарита Паллна у Инны Ульяновой, и Хоботов у Анатолия Равиковича, и Савва Игнатьич у Виктора Борцова. Помню, как сижу я в Малом Театре на спектакле «Свои люди — сочтёмся». Первый ряд. Я не знаю, слышат ли актёры шелест партера... Рядом сидят две тётки. Одна другой: «О, это что, Савва Игнатьич?». И только Леонид Броневой не стал Велюровым, ибо у него уже была другая подпольная кличка.

    82793e8f49043ee8ac1c9ef04eb29aa0

  • Итак, Леонид Броневой, не ставший Велюровым, ибо уже давным-давно заделался Генрихом Мюллером. Когда я увидела фотографию настоящего шефа Gestapo, мне стало очень скучно... Ну, какой же это - Мюллер? Правильно - никакой. Ненастоящий. Чуждый какой-то. Потому что Мюллер - это Леонид Сергеевич Броневой с характерными фразочками и прикольчиками. Истинный неариец. Дальше некуда. Но при этом великолепен и, пожалуй, если бы эту роль сыграл бы другой человек, фильма не состоялось бы - «Мгновения...» могли бы просто встать в ряд с другими фильмами про фашистов и разведчиков. На мой взгляд, всё держится именно на роли Броневого, на его внешнем и типологическом контрасте с Тихоновым-Штирлицем и с Табаковым-Шелленбергом. Броневой и без Гестапо был хорошим артистом - он даже умудрился сыграть...Людовика XIV в театральной постановке, посвящённой Мольеру. Как вы понимаете, на короля-солнце папаша-Мюллер похож не был! Забавное совпадение, но Табаков-Шелленберг изображал предыдущего Людовика номер 13 и тоже не был похож. Броневой играл самые разные роли - от комических до серьёзных, но...увы, он всегда наш любимый Мюллер. Такова селяви.

    3

  • Или вот Александр Калягин. Тоже в своём роде заложник одной из своих звёздных ролей - он тётушка Чарли и всё тут. Он был великолепным, трагическим Эзопом в телевизионной постановке. Он сыграл прекрасного Чичикова и ещё ряд прохиндейских ролей. Невероятно хорош был и в изображении мятущихся интеллигентов - это Платонов в «Неоконченной пьесе...» и комичный вариант того же самого состояния - Петя Полуорлов в «Старом Новом Годе». Есть у него и совсем уж выпадающий из возможных амплуа персонаж - штурмбаннфюрер SS Франц Маггиль. Дважды (!!!) сыграл роль поэта Жуковского. Много работал во МХАТе, а потом ещё в своём театре - Et cetera. Всего этого слишком много, чтобы встречать его появление словами: «О, тётушка Чарли с дикими обезьянами...!». Почему так происходит? Возможно, люди считывают образы только по тем фильмам, которые стали по-настоящему культовыми и народными? Тогда почему это случается с одними артистами, а с другими - нет? Такой лейбловой роли нет у Миронова и Папанова, например, хотя, они тоже участвовали в фильмах, ставших культовой советской классикой.

    t9sdb0miumah68vam473gtj2g

  • Нет-нет, конечно же, Елена Яковлева уже постепенно становится Каменской. Ещё чуть-чуть и всё - только Каменская. Потому что молодёжь, которой до 30, гораздо больше знает сериал по романам Марининой, чем скандальную, перестроечную «Интердевочку» с главной героиней эпохи - путаной Танькой Зайцевой. Помню просмотр сериала «Петербургские тайны»... Это был 1995 или 1996 год - тогда отечественные сериалы ещё были в новинку, в основном телеэкран заполняли латиноамериканским мылом. Так вот, Яковлева там играла очень сложную роль Анны Чечевинской - такой образ очень легко сделать уныло-плоским и превратить в тоску-зелёную. Да, и по сюжету актриса должна была изображать обманутую столичным бонвиваном провинциальную барышню... Забавно, но её антипода в сериале сыграла другая «интердевочка» - Ирина Розанова. Почему я именно это вспомнила? Многие тогда смеялись, что Интердевочка играет порушенную невинность. Почему так происходит? Почему Розанова или, там, Дапкунайте не стали заложниками своих ролей? Многие из нас видели Елену Яковлеву в театре «Современник». Но... Обывательское сознание оно любит образы-картинки. Хотя нет-нет, она уже Каменская.

    0_7a64a_c9d8722_XL

  • Польская крошка-очаровашка (пишут, что 148 см. росту) Янина Жеймо сыграла свою Сандрильону на излёте карьеры - трогательной девочке-падчерице было на момент создания картины под 40 и после этого актриса снялась только в одном фильме. Всё. (Правда, не потому что её отправили в неформат, а потому что она уехала на историческую польскую Родину). По тексту пьесы Шварца юной Золушке «...примерно 16». Правда, эта роль была нормой для её киноработ. Женщина в роли девочки. До войны Жеймо снималась весьма активно и была известна не только ролями половозрелых барышень, но и маленьких девочек. Она была известна, как Леночка, ибо сыграла в двух фильмах про школьницу с косичками - «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград». В знаменитой довоенной кинокартине «Подруги» Жеймо изображала свою героиню не только во взрослом возрасте, но и в детстве. Но всё равно - Золушка. Именно такая, как Жеймо. Лично я в детстве долго привыкала к чешской Золушке, хотя, Либуше Шафранкова гораздо красивее.

  • P.S. Ещё можно назвать - тройку Гардемаринов, Татьяну Лютаеву в роли Анастасии Ягужинской (позывной «Зведа моя!»). А кто, кто ещё?
  • Tags: Кино, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 328 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →