Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Фашисты в сказках! Бей гадов!

  • Поскольку комментарии к посту про Мальчиша-Плохиша и других фигурантов сказки продолжают поступать, то стихийным образом в тредах возникла интересная тема - фашисты или ещё какие-нибудь «чёрные полковники»...в советских сказках. Разумеется, их было несколько меньше, чем принцев в штанах с буфами а-ля Генрих III, но всё-таки определённые элементы немецкой или ещё какой-нибудь пиночетовской формы присутствовали. Встречается даже и прямая отсылка к данной «эстетике». Конечно же, всё это было препарировано с учётом детского восприятия. В советской кино-сказке есть интересное направление - идеологическое, если можно так выразиться. Например, некий советский пионер попадает в сказочный мир зазеркалья, где встречает ужасный отстойник чуждой системы. Так сказать, «их нравы». Конечно же, это могут быть нравы ренессансного феодализма (например, в фильме-сказке «Пока бьют часы»), или, например, судьба может занести Олю и Яло в эпоху париков с панталонами, но, тем не менее, даже наличие панталон не помешало создателям «Королевства Кривых Зеркал» включить в повествование узнаваемую пародию на стиляг. Другое направление идеологической сказки - это история борьбы сказочных героев против неких Злых Сил. Пример этому, как раз, «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964).

    skazka-o-malchishe-kibalchishe
  • Кадр из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

    В кадре мы видим классику жанра - буржуинов, взятых с плакатов 1920-х годов и чудом сохранившихся в сатирических журналах 1960-х. Чёрный фрак, цилиндр, сигара, штиблеты. Чемберлен умер, а дело его живёт, так сказать. Но подельники Главного Буржуина - это чудовищная смесь из вражеских солдат и офицеров всех мастей из всех областей. В детстве они казались действительно фашистами, хотя, на самом деле, тут присутствует отсылка к форме I Мировой Войны. Всё-таки, Гайдар намекал, прежде всего, на интервенцию, когда писал Кибальчиша. На одном из форумов я нашла, что в фильме есть и намёк на облачения военных диктаторов Латинской Америки, в частности, Хуана Перона (больше известного обывателю, как «муж Эвиты»). Но мы в детстве видели именно фашистов - в нашем сознании все эти рогатые каски были именно гитлеровскими, хотя все эти рога в Третьем Рейхе никто не носил. Разве что на самом раннем этапе. А ещё гитлеровские усы и акцентированные кресты на шеях у всех этих «чёрных полковников».

    8c30e13142fcb87f04cf024fa8b56941
  • Кадр из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише».

    Ещё интересный момент - войска буржуинов были решены в чёрно-белой зловещей гамме, тогда как советские мальчиши - в цветной с акцентом на красный (разумеется) цвет. Ту же самую картину мы видим в «Городе мастеров», где ренессансный город-труженик был написан яркими красками, тогда как армия герцога де Маликорна - это сочетание графично-чёрного с оттеняющим его белым. По большому счёту, и фильм про Штирлица не получился цветным, хотя, его и злобно раскрасили - мир зла получается ярче и чётче, когда он выписан чёрным и белым, безо всяких полутонов и полунамёков. Вообще же, люди (особенно дети и дамы) часто путают немецкую форму I и II Мировых войн. Кроме того, именно фашисты у большинства ассоциируются в пытками по подвалам - в сказке про Кибальчиша есть прямая речь Главного буржуина: «Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит: – Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны». Особенно это жутко на этой книжной иллюстрации. Но в сказке про Мальчиша это всё-таки не настоящие фашисты, а смесь жанров.

    c08a09a127c0
  • Кадр из фильма «В Тридевятом Царстве».

    А вот в странной-странной киносказке с бестолково-неприметным названием - «В Тридевятом Царстве» (1970) есть уже реальные фашисты. К сожалению, этот шедевр показывают очень редко, а жаль - это великолепная политическая сатира на все те миры, которые противостояли советской модели развития - от монархий с париками и фрейлинами до всё тех же «чёрных полковников» с их ностальгическим гитлеризмом. Весь этот мир, где кухарки носят чепцы и сабо (как Золушка), а на стене военного штаба висит вполне узнаваемые портреты Наполеона и Гитлера, чем-то напоминает и «Королевство кривых зеркал», и даже «Незнайку на Луне». Но если книжка Николая Носова буквально списана с карикатур на Америку начала 1960-х годов, то фильм «В Тридевятом Царстве» гораздо шире и - забористее. В нём не определяется время и место - в нём смешалась реальность рубежа 1960/1970-х с тем абсолютным эпическим временем, где происходят мифы, сказки и легенды народов мира... Тем не менее, параллельно этому миру существует вполне определённый Советский Союз, откуда приезжает героиня - девочка-фигуристка. Далее разворачивается сюжет а-ля Марк Твен - фигуристка имеет одно лицо с местной юной королевой. Девочки на время меняются местами и начинается привычная чехарда.

    image005jp_7800271_4594169
  • Кадр из фильма «В Тридевятом Царстве».

    В сказке имеют место все политические карикатуры - разнузданная военщина, забастовки трудящихся, нацистские военные преступники - сбежавшие от правосудия и окопавшиеся в далёких странах под видом военных советников, мир чистогана, рекламное безумие и потребительская модель поведения, продажность парламента и так далее. В общем, как сказал бы дядя Вова из культовой киберпанк-драмы о планете Плюк: «Капстрана!». Авторы вывалили всё, что знали об этих самых капстранах. Но при этом есть некий королевский двор с вполне сказочно-галантными декорациями. Да, ещё говорится, что их королева - набожная католичка. В общем, это такой обобщённо-абстрактный западный мир последних 250 лет - узнаваемый и примечаемый советским ребёнком с самого детства. Тем не менее, вся эта очаровательная мешанина вызывает культурологический шок и не отпускает до самого окончания просмотра. Разумеется, мораль сей басни такова - на Западе плохо даже королевам и фрейлинам, а в Советском Союзе - клёво, особенно модным и выездным фигуристкам. Да, фашисты в кадре настоящие - они вскидывают руку в партийном приветствии и носят усы в стиле Адольфа.

    2598196_sbig1
  • Кадр из фильма «Огонь, вода и медные трубы».

    Теперь немного личного. В моём солнечном дошкольном в детстве у меня интересная книжка под названием «Рыцари свастики». Я ещё мучилась вопросом: «Как это понять? Рыцари же - это хорошо, а свастика - это плохо. Как у свастики могут быть рыцари?!». Меня вообще в детском возрасте занимали какие-то странные вопросы, а ещё говорят, что всех детей интересуют вопросы аиста & капусты. Враньё. Меня вот рыцари свастики чего-то задевали. Оксюморн ибо! Так вот верхняя картинка - некий усреднённо-абстрактный кузен Вилли, кайзер. (Сейчас мне уже кажется, что это любимый царь Николай Палкин. Но это лично мои маразмы - люблю Палкина, вот он мне везде и кажется). Это действительно Вилли. Так вот в детстве этот образ у меня тоже проходила по разряду «фашисткой морды». Примерно тогда же мне довелось увидеть сказку под названием «Огонь, вода и медные трубы» (1968), где Кощей Бессмертный носил именно кайзеровскую каску с хрестоматийными усиками. Но, учитывая беспокоившую меня книжку, я эту форму относила тоже к гитлеровской. Ну правда же - мировое зло в лице Кощея имеет право быть слитым с рыцарями свастики? Потом, добравшись всё-таки до содержания книги, я поняла, что не хватает мужчины в треуголке - Фридриха Великого. Но это была совсем уже другая история!
  • Tags: Кино, Мемуары, Пруссачество, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 220 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →