Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Фильм про Гагарина.

  • ...Я понимаю, что и Юрий Гагарин, и Сергей Королёв, и само событие, свершившееся 12 апреля 1961 года, заслуживают гораздо большего, чем полуторачасовой фильм, снятый, хотя и с любовью, но как-то наспех - и это очень чувствуется. Создавалось ощущение, что авторы торопятся представить своё творение на суд общественности, поэтому как-то грубо склеили сюжет. Однако же новая кинокартина «Гагарин. Первый в космосе», имеет несомненное достоинство - в нём наконец-то не прослеживается, не показывается, не постулируется ненависть создателя к советскому прошлому - вероятно, что её (этой типичной для современного гуманитария) ненависти у авторов и вовсе нет. Такое тоже иногда встречается! По сути, это уже второй фильм, после «Легенды №17», в котором СССР выступает просто историческим фоном для событий славного прошлого, а не как воплощение Мордора или, скажем, предпоследнего круга Ада. Но если в истории хоккеиста Харламова присутствовал злой гений из парткома, то здесь нет ни кровавой гэбни, ни злобного, вездесущего Славы КПСС.

    1

    Даже Никита Сергеевич Хрущев с его всеми признаваемым самодурством, показан, как некий сказочный король, которому простительна фраза: «Наш должен быть первым! Я ему такую встречу устрою - сто лет помнить будут...». Единственным рудиментом нашего антисоветского (sic!) ретро-кино 1990-2000-х является одна-единственная фраза, брошенная Королёвым: «Пора прекратить эти сталинские методы». За цитату не ручаюсь, но смысл был таков. Разумеется, многим современным поклонникам СССР и это может не понравиться - сейчас у некоторых фанатов обнаруживается какое-то неуёмное, подчас маниакальное отношение к советскому прошлому - они готовы объявить вражескими даже большинство культовых советских лент, прошедших цензуру, ибо в оных, так или иначе, критикуется тогдашняя действительность. Однако это уже диагноз. Сегодня мы не об этом. Во-первых, фильм местами очень красивый - в той части, где весьма пафосно показывается полёт ракеты, отделение ступеней и далее по списку. Что интересно, именно в эти минуты ощущается величие события. Во-вторых, Гагарина играет обаятельный актёр, который, (о, конечно же!) никогда не смог бы достичь совершенства в исполнении первого космонавта Земли, однако же, он не провалил эту роль.

    2

    Также радует, что не стали воссоздавать «реальное» лицо Гагарина посредством компьютерных технологий, как это было сделано в фильме про Высоцкого. С кинофильмом «Легенды №17» много общего - так, снова присутствует неизбывная тема Наставник (суровый, но справедливый) и Ученик (талантливый, но ничего не могущий без Наставника). Центральным пунктом фильма можно назвать сцену общенародного ликования, когда все слои населения воспринимают событие с тем самым чувством глубокого удовлетворения, которое было многажды высмеяно в годы Перестройки. Правда, в «Легенде...» это прозвучало почему-то гораздо более убедительно. Скорее всего, виновата та самая поспешность, о которой я уже говорила, да ещё и тот факт, что создатели хотели непременно уложить действие в 108 минут - в длительность полёта Гагарина. Замысел интересный, но, возможно, именно он подчинил себе слишком многое. Интересный момент - в теме науки и космоса возникает и тема веры в Бога. Она проходит красной нитью через всю картину - разумеется, не напрямую, а исподволь. Например, в сцене, где мама говорит маленькому Юрочке, что звёзды - это души праведников. Юная жена Гагарина спрашивает: «Можно я буду за тебя молиться?». Хорошая советская девочка, типичная, которые завсегда с косичками.

    3

    На самом деле, это очень важная тема - советский человек, несмотря на официальный атеизм, никогда не был безбожным болваном. Ещё один важный пункт - нам показывают, сообщают, иной раз, почти нарочито, что Юрий Гагарин - тоже сын плотника. Кстати-кстати! Нам очень много и очень часто говорят о том, что именно Прага-1968 стала поворотным пунктом, точнее - точкой невозврата, когда многие советские люди в прямом смысле этого слова - отвернулись от Советской Власти, разочаровавшись в смыслах социализма. Вот дату они угадали правильно. Однако с причиной промахнулись - танки в Праге заметили только...в самой Праге, даже ещё кучка нервных гуманитариев в Москве. При этом никто почему-то не вспоминает, что в 1968 году погиб Юрий Гагарин, человек-символ, человек-эпоха, со смертью которого многое потеряло смысл или же превратилось в серую обыденщину. Будущее с яблонями на Марсе оказалось не так привлекательно, как могло бы... Но, так или иначе, фильм получился весьма неплохой, на четвёрочку. Если бы авторы не торопились уложиться в 108 минут, наверное, вышло бы куда интереснее и масштабнее...
  • Tags: 1960, Кино
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 111 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →