Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Топ-пять советских трэш-фильмов.

  • Я очень люблю советское кино, причём не только культовое. Нравятся мне даже производственные драмы про перевыполнение плана на заводе, выпускающем распредвалы к бетономешалкам. Или про борьбу бригадира-ретрограда с бригадиром-...молодым и красивым. Как Игорь Костолевский. Потому что эти фильмы, даже те, которые тогда было невозможно смотреть, сейчас вызывают ностальгическое умиление и гордость за систему Станиславского. Но есть такое кино, кое вызывает оторопь и вопрос: «Зачем?!». В смысле, зачем всё это сняли? В СССР таких шедевров было мало, но они всё-таки были. Наверное, у каждого из нас есть такие фильмы, которые способны вызывать культурологический шок мощностью 12 баллов по шкале Рихтера. Мозг выносится начисто, смывается волной и сверху нас ещё окончательно зашибает обломками мачты. Итак, мой топ советского трэша. Разумеется, у вас будет свой топ или не будет никакого. Может, вам всё нравится или, наоборот - всё советское кажется трэшем.

    5

  • Итак, для затравочки искромётная музыкальная комедь «Летние сны» (1972). В начале 1970-х таких фильмов было много - яркое солнечное действо, песенки-чудесенки, какие-то блондинки в мини-юбках, мальчики-зайчики в оранжевых батниках и вообще - масса намёков на «Девушек из Рошфора» и прочие «Шербурские зонтики». Мне этот жанр очень нравился в детстве, да и вообще я не против. Но. Именно «Летние сны» вызывают у меня какую-то нервную оторопь, переходящую в смеховую истерику. Наверное потому, что здесь присутствует самая бессмысленная на свете попытка - скрестить Шербурские зонтики с колхозным бытом. Шатурские ватники. Когда громадные, усатые, брутальные комбайнёры и водилы грузовиков, одетые, впрочем,по-шербурски в оранжевые или жёлтые рубашечки, принимаются выделывать рядом со своими КАМАЗами некие эстрадные па, тут я перестаю понимать людей. Особенно творческих. Это как раз тот вариант, когда смешение смыслов даёт не фьюжн и даже не сюр, а вызывает тот самый вопрос: «Зачем?!». Ну и добавляют трэша две супер-дивы - Наталья Фатеева и Людмила Гурченко в ролях колхозных председательниц, впрочем, модных поболе, чем иная пани Каролинка с некоей пани Моникой. Заглянув под cut, вы узнаете, за что эсэсовка может полюбить узбекского интеллигента, при каких обстоятельствах советский студент имеет возможность набить морду Николаю I в сортире,...и многое другое.

    1

  • Следующим номером нашей программы - военная драма 1968 года с неприметным и типичным наименованием «Сыны отечества». Ужасен, точнее - странен, удивителен не сам сюжет, а одна из его линий - красивая эсэсовка, разумеется, носящая чёрную форму, непременные погоны и знаки отличия, до безумия влюбляется в советского военнопленного. Узбекского художника. Интеллигента. Играет его Владимир Коренев, который Ихтиандр. Вообще, в Ихтиандра не влюбиться довольно сложно, поэтому эсэсовка и влюбляется. Иначе - никак. Художник рисует её спящей, с рассыпавшимися локонами. Интересно. Забавен и статус девушки: «Я не убиваю - я только фотографирую смерть». Потом белокурая валькирия жалуется, что не хочет служить, но её избивают и поэтому приходится. Кто избивает? Прусский аристократ и тоже, разумеется, эсэсовец и сын генерала. По сюжету, он не только бьёт, но и любит эсэсовку. Как положено в прусских SS: сначала побил, потом любишь. Его играет Альберт Филозоф и, надо сказать, очень успешно. Я как-то даже пожалела, что Филозов не сыграл в своей молодости Петра III, мужа Екатерины Великой. Вот был бы удачный вариант. Но вообще сам фильм ужасен. Точнее - дик, странен. Правда, есть одна хорошая мысль: «Это не люди, это - фашисты».

    2

  • Далее - ещё один несомненный шедевр 1960-х годов. Это кинокомедия «Разбудите Мухина!» (1967). В центре повествования - дрыхнущий студиоз Мухин, которому снятся удивительные сны. На лекциях, разумеется. Где же ещё можно отдохнуть нормальный студенту? В своих грёзах он проваливается в далёкое прошлое. Это, так сказать, модная ныне тема попаданцев. Попадают, а потом рулят в каком-нибудь Древнем Риме. Так и тут. Поскольку на дворе 1960-е, то декорации выполнены в стиле: «бедненько, но стильненько». Ибо только в 1960-х годах прокатывала мыслеформа: «Тэээк-с, у нас имеются три шторы и бутафорская лошадь. Полторы штуки. Будем делать экономично, но очень модно». Но главное вовсе не это. А битие студиозом Мухиным императора Николая I (он же - Палкин). В сортире. С писсуарами, причём. Это же сон. Точнее, вечная мечта интеллигента - набить августейшее личико, да еще и принадлежавшее признанному альфа-самцу всех времён и народов. Надо сказать, Николай I, возлежащий с побитым фасадом близ писсуара выглядит крайне пикантно. И кафель такой знакомый. Только чистый. Сон же.

    3

  • Кроме того, имеется, кинокомедия 1962 года под названием «Ход конём». Юный Алёша истово мечтает стать трактористом. В кадре он так говорит о тракторах, как другие о стихах и женщинах не смогут. В том смысле, что радостный пафос и умиление трудоднями зашкаливает, превращаясь в свою противоположность - в трэш и глум. Но, вместо Алёшки, который любит трактора, в город посылают учиться Коляна, вовсе трактора не любящего. И тогда мальчики меняются именами и документами. Оба едут в город - один учиться под чужими документами, другой - развлекаться со стилягами. Ах! Стилистика прямо-таки Галантного Века - виконт Алексис хочет служить королю, а посылают легкомысленного шевалье Николя. Но они поменялись камзолами и париками, а также рекомендательными письмами к маркизе де Помпадур. Правда, и в этой картине есть светлое пятно - смешно и узнаваемо показаны стиляги. Ну, разумеется, если бы градус пафоса был бы изначально невысок, этот фильм ни в коем случае не был бы трэшевым. В принципе, это и сгубило СССР - бессмысленно-громкие слова, переходящие в зевок или в смех.

    4

  • Ну, и, наконец, шпионская фильма 1982 года под названием «Смерть на взлёте». Сюжет: немного заносчивому, но перспективному молодому учёному враги Советской Власти подсылают шпиёнку. Шикарную, как положено, но пределах, оговоренных соцреализмом, конечно же. Она с ним заводит роман, который, по сути, стоит ему жизни. Точнее, приводит к гибели. Чем трэш? Тотальное и безоговорочное несоответствие времени действия - устаревшим приёмам жанра. Стилистика 1930-х годов с их шпиономанией в духе «Высокой награды» и «Ошибки инженера Кочина». В 1935 году сие прокатило бы на ура. Шпиёнские штучки да каверзы красивой и модно одетой (как положено) разведчицы - тоже отдают довоенной эстетикой. Как всегда, в трэш-кино, много дешёвого пафоса и набивших оскомину штампов. Ощущение, что люди, создающие сюжет, делали нелюбимую, но нужную для галочки работу. Впрочем, это касается, не только этого фильма, но и всех предыдущих. Итак, неверие авторов в поставленную идею, порождает натужный пафос, вызывающий смех.

  • А какими будут ваши варианты? И да - около 20 процентов комментариев будет таким: «А что сейчас лучше? Сейчас 1 фильм из 1000 можно смотреть». Или даже: «Вы назвали наше советское кино трэшем!!!!! Ну, конечно, то ли дело Дом-2 и порнуха, которую мне каждый вечер подсовывает интернет!».
  • Tags: Кино, Приколы, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 406 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →