Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Кофемания - болезнь или культурный код?

«— Мишка, откуда вонища? Опять кофей варят?
— Царь-государь приказал боярыне и боярышням с утра кофей пить, так и варим...
— Знаю... Не скаль зубы...»

Алексей Толстой «Пётр Первый».


  • По большому счёту кофе - это пагубная привычка человечества, такая же, как, наверное, табак, разве что без особенных и явных дурных последствий. Если табак вредит всем, включая некурящих домочадцев (в данном случает - от слова «чадить»), то в случае с кофием всё гораздо сложнее и запутаннее. Я начала пить чёрный кофе в детстве и теперь вряд ли перейду на утренний компот. Кому-то кофе хорош, кому-то - вреден, что, собственно, не исключает мании. Кофемания - это почти болезнь или просто модная уловка врачей, которым хочется что-нибудь такое выдумать, а потом от этого дружно лечить человечество. Однако зависимость от кофейного запаха и вообще - от духа кофе у людей всё-таки присутствует. Если вдуматься - и вкус гадкий (горечь), и запах какой-то странный - не цветы, поди. И не фрукты. А нечто потустороннее, не природное, иррациональное. Ребёнок с трудом переходит от сладкого кофе со сливками или с молоком - к стильному чёрному напитку, не приправленному ничем, кроме личных ощущений.

    Лично я стала поклонницей кофе - чёрного кофе - когда...увидела рекламные рисунки стиля Art Deco в одном из привозных глянцевых журналов. Точнее, журнал-то был вполне для чтения, но мы - пионерки начала 1980-х - любой тамошний журнал считали именно глянцевым. Помните, мы вырезали шикарные картинки, дабы приклеить их в песенник? Я рано полюбила Art Deco, ещё не зная этого названия, просто за линии. Так вот, чашечка чёрного кофе и остренький силуэт дамы в шляпке-клош. Обычная культурологическая статья с парой иллюстраций, зато каков был эффект. А потом была фраза Остапа Бендера из любимой книги: «Мулаты, бухта, экспорт кофе, так сказать, кофейный демпинг, чарльстон под названием «У моей девочки есть одна маленькая штучка» и... о чем говорить! Вы сами видите, что происходит». Это была целая гамма чувств - жара, запахи фруктов, море и - кофе. Колониальный стиль, который манил Европу своей экзотикой...

    Michael L. Kungl
  • Реклама стиля Art Deco. Художник Michael L.Kungl.
    Справа не чай (как подумали в одном сообществе), а cappuccino.


    Кофе - это не напиток, это смысл. В XVIII столетии в английских кофейнях решались судьбы мира - джентльмены предпочитали осудить очередную войну или очередной...демпинг (чего уж) именно в облюбованной кофейне. Кофейня - это клуб. Туда не пускали женщин. У тори были свои заведения, у вигов - свои. Не дай Бог зайти не к своим. Сразу плохо подумают. Пётр Великий приучил русских людей к кофемании, потому что вся Северная Европа, милая его сердцу, предпочитала именно колониальный чёрный напиток. Говорят, что питие кофия давалось столь же нелегко, как и ношение фижм, кюлот, фонтанжей и аллонжей. Политес. Утренний чёрный кофе - это некий цивилизованный жест и приучить себя к нему можно только из любви к...какому-нибудь Art Deco. Зато потом невозможно отвязаться - запах кофе и его странный вкус становятся манией. Прусский король Фридрих Великий был поклонником кофе, зато воспрещал его завозить на территорию Пруссии.

    ...Пил сам и угощал своих гостей в Сан-Суси, но полагал, что сей напиток испортит добрые немецкие нравы и опустошит кошельки. А истинный ариец обязан служить Фатерлянду, а не сидеть с чашечкой, задумчиво вперившись в томик стихов. Стихи здесь тоже только для короля. Остальным же - молитва, плац и пахота. Екатерина Великая тоже злоупотребляла кофием. Пишут, что даже загнала своё неутомимое сердце (пламенный мотор) не без помощи бодрящего напитка. Надоевший всем ещё в школе, Виссарион Белинский, иной раз писал весьма интересное. Так, сравнивая Питер и Москву, он отмечал, что Москва более предпочитает чай, тогда как в Питере хлещут и кофий. «Петербургский простой народ несколько разнится от московского ...он любит еще и кофе, а прекрасный пол петербургского простонародья, в лице кухарок и разного рода служанок, чай и водку отнюдь не считает необходимостью, а без кофею решительно не может жить».

    США Реклама
  • Буржуйская реклама кофе начала и - середины XX века.

    Вообще, есть эпохи, времена, которые лучше иных ассоциируются с кофе. К примеру, Серебряный Век. Хотя, для кого-то символом Belle Epoque будет вовсе не кофе, а зелёно-адский абсент. Но у каждого - свои миры и свои ассоциации. Или, скажем, 1920-е годы, эпоха джаза. Утренний кофе шикарной, утончённой женщины, только что принявшей ванну и сидящей на балконе курортного дома. Вдали - лазурное море с парусами яхт, тощие красавицы в ярких обтягивающих купальных костюмах играют в пуш-бол, звучит протяжная джазовая мелодия. Кофе и сигаретка в длинном мундштуке. А вот 1930-е годы - это почему-то кофе с молоком и с сахаром. Утрачена утончённая порочность и леность золотых-двадцатых и наступили яростные, солнечный будни предвоенной страды. Блондинке 1930-х не нужно усиленное сердцебиение - ей нужны калории и цветущий свежий вид. В войну - кофе из желудей. Эрзац-кофе. Помните - военная тоска дорвавшихся-таки до кофия пруссаков по настоящему кофе. Это прослеживается даже в советском кино про фашистов. Послевоенная эпоха - время уюта. Раз кофе, то - с кренделями. Румяные девушки стиля pin-up рекламируют вкусности. Им не то утончённости. Наесться бы.

    Зато чёрным кофе прекрасно ассоциируются 1960-е - время поиска истины, эпоха стильно-неоновых молодёжных кафе. Тонконогий столик - за ним такая же тонконогая девочка. Царство пластика, лёгких конструкций, лёгких ужинов. Перед ней - чашечка кофе. Рядом - пара влюблённых, точнее - пара дружащих, ибо любовь-морковь - это мещанская пошлятина, а звон посуды это - ...музыка толстых. Еды столь же мало, сколь мало ткани уходит на юбку мини. Чашка кофе - для общения и для приобщения. Будоражит ум и заставляет спорить. В споре 1960-х рождалась истина, точнее, им тогда казалось, что она рождается. Ибо спор был нужен ради спора, а кофе ради самого кофе. Принято считать, что эта повышенная любовь советских шестидесятников к кофе - это от Хемингуэя, который был поклонником колониальных вкусов и пил кофе тогда, когда не пил ром и прочие радостные напитки... Кофе 1970-х - это уже совсем иное. Это - интеллигентское потребление. В нём есть что-то нервно-элитарное, как доставание билетов в театр на Таганке и разговоры об Аполлинере. Из неоновых кафешек повзрослевшие физики перебрались на кухни, чтобы говорить о смысле жизни, курить и подхлёстывать себя кофейным вкусом.

    Картины Пименова
  • Картины Юрия Пименова. 1960-е годы.

  • Сейчас в моде все эти вариации с приблудами - капучино, мокка, с приправами-отравами и прочими бессмыслицами. Зачем? Зачем даже молоко, зачем вдруг сахар? От этого уходит самый смысл кофе, самый дух. Кофе с сгущёнкой да ещё с пирожным - что может быть пошлее? Только сладенькая любовишка на атласных розовых простынках или свадьба с салатиком Оливье и белой фатой. Ах, нет. Я - только за хардкор, только чёрный-пречёрный...
  • Tags: О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 150 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →