Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Спортивная эстетика в довоенном кино.

  • Вам нравится довоенная эстетика? Спортивность и целомудренная обнажённость тела. А ещё - в 1930-х спорт приобретает отчётливый привкус …пороха. Вместе с тем, начинает культивироваться античный идеал красоты – это уже не человек-машина, как в 1920-х, а человек-эталон. Юрий Олеша писал: «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ‘ГТО’. Она возникает от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами» Предгрозовые, солнечные 1930-е - ощущение неба, ветра и – знойного лета. Цвет времени - белый, цвет - спортивный, яркий и бесконечный. Но об этом я уже писала и не раз. Сегодня мне захотелось собрать в единый пост все фильмы, где, так или иначе, упоминается спорт.



  • Наверняка все смотрели культовую кинокартину «Вратарь» (1935) и всем известна история голкипера Антона Кандидова (вероятно, потомка вольтеровского Кандида). Итак... Читаем одноимённую повесть Льва Кассиля: «Они видели крупное простоватое лицо, тёмное от давнего загара. Светло-серые глаза смотрели с упрямством, которое пыталось выдать себя за спокойствие и мужество. <…> Светились очень белые зубы. Загадочная седая прядка выбивалась из-под шлычки на прямой лоб». Интересно, что по книге Антон - брюнет, более того - с некоторым процентом цыганской крови. Но в кадре мы наблюдаем типового плакатного витязя с белокурой чёлкой. Звучит задорная песня, смысл которой, тем не менее, весьма серьёзен - вратарь должен готовиться к бою, ибо его нынешняя победа - это залог грядущих военных триумфов. Будь готов, когда настанет час бить врагов. И, разумеется, мы наблюдаем любовь самой красивой девушки-блондинки к прекрасному вратарю.



  • Итак, продолжу. Перед вами отрывок из забытого, но весьма знакового кинофильма «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934). История талантливого, но заносчивого пролетария, который изображает из себя едва ли не денди (учит английский язык и, лёжа в лодке, выкрикивает слова шекспировской пьесы), пытается ухаживать сразу за двумя дамами сразу и вообще ведёт себя хуже, чем персонаж комедий Галантного Века. Играет Петра Виноградова известный в те годы артист - Борис Ливанов (отец ещё более знаменитого Василия Ливанова). Разумеется, для роли спортивного красавчика 1930-х годов он яро выкрашен в солнечного блондина. В фильме вы можете увидеть потрясающе красивые съёмки прыжков в воду - за пару лет до аналогичных съёмок Лени Рифеншталь (см.данный отрывок), парашютную вышку в Парке имени Горького и, разумеется, много красивых, подтянутых тел. Интересный акт - известная на весь мир модельер Эльза Скьяпарелли отмечала, что русские поголовно увлечены парашютным спортом.



  • Следующим номером нашей программы - спортивная мелодрама «Случайная встреча» (1936). В провинциальный город приезжает спорт-инструктор, которого играет белокурый красавец Евгений Самойлов (в жизни он - шатен, но мода есть мода). Любовь с крепенькой спортсменкой Ирочкой заканчивается свадьбой, но...вот тут-то всё и начинается. Потому что Гриша оказывается карьеристом и подонком. Он не желает... Впрочем, я не стану пересказывать всю историю - она стоит того, чтобы это увидеть целиком. В кадре - массовый спорт, лёгкая атлетика, шикарные стадионы и весьма крупные девушки в духе Дейнеки и Самохвалова. Интересно всё-таки, как сильно изменилось у нас понятие спортивности. В те времена мужественно-сухая, чрезмерно мускулистая и узкобедрая женщина не казалась бы воплощением силы и бодрости... В то же время и тяжеловесный качок смотрелся бы дико - ценились стройно скроенные мужчины - ...будущие танкисты и прочие парашютисты.



  • Не могу не упомянуть «Строгого юношу» (1935) - сюрреалистический сон о красивом теле. В советском кинофильме красивая статная женщина Маша очаровывает юного спортсмена Гришу Фокина. У Маши - престарелый, именитый супруг, занимающийся, как раз, темой...воскрешения мёртвых. Физиология выше морали, а что такое, собственно, мораль? Маша, в свою очередь, тоже проявляет явный интерес к строгому юноше. Молодые спортсмены из окружения Гриши, считают, что он, мучаясь и сомневаясь, поступает...неправильно. Если нравится женщина и она физически/нравственно безукоризненна, её надо взять. Что характерно, и сам профессор всё понимает - он же знает, какую силу имеет над человеком физиология. «Я хочу предложить вам одну идею. Можно?», - вопрошает прекрасная дама с формами Венеры и настолько выразительно смотрит, что ни у кого не остаётся никаких сомнений. «Давайте», - отвечает Гриша и обнимает чужую жену. Финал картины - счастливая Маша утром возвращается домой. В кадре мы видим соревнования на квадригах, а также оживление Дискобола (тоже до аналогичной задумки Лени Рифеншталь).



  • Даже, если фильм не касался напрямую спорта, в нём могли быть фрагменты, так или иначе, отображающие активный образ жизни. Например, в футуристической-имперской комедии «Новая Москва» (1936) рисуется широкомасштабная картина отдыха на воде. Мы можем увидеть молодых людей в купальных костюмах, а также интересные кресла для пляжного отдыха. Вообще же этот фильм славен своими грандиозными спецэффектами - перед нами оживает ещё не построенная (и вообще никогда не построенная) новая Москва, стилистически сильно смахивающая на архитектурные излишества времён Людовика XIV, Наполеона и других несознательных товарищей непролетарского происхождения. Всё это многажды помножено на типовую гигантоманию 1930-х и грандиозные устремления Советской Империи (в частности).



  • Ещё один предвоенный фильм, который я, правда, недавно уже упоминала. Это «Сокровище погибшего корабля» (1935). Действие происходит в Крыму, в приморском городе. Разумеется, если море, то - снова водный, а иной раз - подводный спорт. И - красивые тела в купальных костюмах - в духе предвоенной эстетики. А ещё в предложенном фрагменте будет очень красивый мужчина в почти отсутствующих плавках... Некоторых почему-то сие смутило, когда я выкладывала в ЖЖ этот отрывок. Телесность 1930-х была начисто лишена клубнично-эротичной гнильцы. Всё очень светло, чисто и красиво. Античная обнажённость или - полуобнажённость, не источающая пошловатого сладострастия. Нет бесполезной стыдливости, но нет и грязи. Любовь тридцатых столь же естественна и полезна, как и спорт. Ах да, о чём фильм? Жулики решают использовать советского водолаза в своих корыстных целях - они уговаривают его достать со дна моря сокровище погибшего корабля. Что было дальше? А вот не скажу.



  • А что же делать тем несчастным, чьи тела, увы, далеки от античной правильности и красоты? Тем, кто уныло-слаб, невыразимо жирен, или попросту стар для подводного плавания и для марафонского бега? Не говоря уже про соревнования на квадригах... О, именно для них-болезных и существуют медицински-выверенные тренажёры, весьма похожие на те, которые юзают ныне фитнесующие леди и качающиеся супер-мачо. Подтверждение этому вы можете увидеть в забавной комедии «Девушка спешит на свидание» (1936). В кадре мы видим перипетии из жизни отдыхающих в санатории (Ессентуки). Почему фильм так называется, хотя главные действующие лица фильма - женатые мужики? Девушка на почте, оформляя бандероли, одновременно договаривалась по телефону о свидании, и - перепутала конверты... После чего и начинаются приключения.



  • Спорт и ощущение грядущей войны вторгаются даже в такое легкомысленное зрелище, как цирковое шоу. В культовой кинокомедии «Цирк» (1936) нам показывают шикарное действо. Перед нами - феерия на тему лётчиков и парашютисток. Декоративный парашют, похожий на... гигантский кринолин. Постамент смахивает на торт, где украшениями служат ...полуобнажённые девушки. Девушки-циркачки, девушки-спортсменки с виду напоминают старлеток Бродвея и Голливуда. Или красоток кабаре - те же подтянутые тела, стройные формы, обнажённые ноги. Однако это не девочки из варьете, а перед нами вовсе не «Мулен Руж». Кстати, посмотрите, какие шикарные статуи в кадре (я их даже не сразу заметила).
  • Tags: 1930, Кино, Тоталитарный Гламур
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 16 comments