Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Фильмы о стилягах.

  • Поговорим о стилягах? Точнее, о фильмах 1950-х - начала 1960-х годов, где их высмеивали. Описания стиляг, сделанные, в основном, ярыми их недоброжелателями, всегда носили карикатурно-уничижительный характер. Обязательно упоминались цветные широкоплечие пиджаки, галстуки «тропических» расцветок («пожар в джунглях»), яркие шляпы и прочие, немыслимые в советском быту вещи. Вот типичное: «Передо мной стоял Гога Баранчук, но в каком виде! Плечи его рыжего костюма стали в два раза шире от ватных подкладок, шляпа была зелёная с длинным ворсом, на ногах ярчайшие жёлтые полуботинки на сверхтолстой подошве, и вообще весь вид его свидетельствовал о преуспеянии…»

    Кстати, если вспомнить наряд сказочного человечка Незнайки, то интереснейший вывод напрашивается сам собой: «Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал». Не правда ли, похоже на типичного стилягу? Создавая образ юного незлобивого бездельника (а стиляг было принято считать тунеядцами), Николай Носов, наверняка, вспомнил о юношах, фланировавших по своему Бродвею, как называли московские стиляги часть улицы Горького.



  • Итак, классика жанра - короткометражная сатирическая лента «Секрет красоты» (1955). В кадре - типовой, каноничный стиляга по имени Эдик. Вообще, этих молодых людей часто звали Эдиками и Рудиками, а если хотели подчеркнуть степень падения, то писалось, что он когда-то был Мишей, а переделался в Майкла. Или же их имена всячески коверкались, как в примере выше - не Георгий, а Гога (также возможен Жоржик). Так вот, эталонный стиляга Эдик ждёт свою подругу - парикмахершу, но у неё - беда. То есть экзамены на профпригодность. Но кто же захочет стричься у крашеной чувихи? К тому же, руки у неё отнюдь не золотые. Как положено. И тогда она просит своего верного Эдика помочь ей... Что из этого вышло? Трагедия, разумеется.



  • Далее - социальная драма «Сверстницы» (1959). Три вчерашние школьницы на пути к своему счастью. Причём, все три поначалу пошли по кривой дорожке - одна зачем-то ломанулась в актрисы, хотя имела таланта на троечку с минусом, вторая (хотя и выбрала благородную профессию врача) закрутила добрачный роман с лощёным подонком. Тоже нехорошо! А вот третья совсем отбилась от рук, ибо попала в компанию настоящей плесени, тунеядцев и, как водится, стиляг. Они пьянствуют, тунеядствуют и ...модничают. Канон. Когда хотели изобразить молодого человека, отлынивавшего от работы, учёбы или - распределения на периферию, его всегда рисовали стилягой. И наоборот, если человек бывал замечен в склонности к «стильному» времяпрепровождению, на него безапелляционно вешали табличку «тунеядец», хотя большинство стиляг не были бездельниками. Точно так же и с пьянством - подавляющее число стильных молодых людей не были алкашами. Более того, они старались вести здоровый образ жизни. Но..канон требовал бутылки. Чем всё кончилось? Хорошо, разумеется.



  • Следующий номером нашей программы - снова сатирическая короткометражка «Иностранцы» (1961). Троица бездельников и прожигателей жизни - два дегенерата и одна шалава - любят всё иноземное. Разумеется, дураки, уроды, плесень, хамы (нужное - вставить). Советский журналист (красавец, как положено) решает подшутить над придурками и сыграть перед ними иностранца. Разумеется, стиляги-плесень не знают аглицкого наречия, зато с ходу ловят все новые тренды и звучные бренды. Как водится, главный герой с утра попивает коньячок, а вместо физзарядки танцует рок-н-ролл. У него такая же дура мама. Танцевать буги и прочие стильные танцы ей не позволяет возраст и лишний вес, а так - достойный пример для подражания. В общем, глупые и неграмотные стиляжки оказываются высмеяны и наказаны. Кстати, в фильме имеется ещё одна каноничная деталь - подонки оказываются любителями абстрактного искусства. Обычно такие людишки вообще никакое искусство не любят. Ага.



  • Далее - детектив с красочным названием «Дело 'Пёстрых'» (1958). Одноимённая книга Аркадия Адамова, кстати, намного интереснее! Там и описания шикарные. «Она была в модном платье. Сергей обратил внимание на её новую причёску: коротко подстриженные волосы венчиком охватывали голову, придавая лицу шаловливую игривость подростка» - читатель должен был насторожиться, ибо девушка Лена обзавелась не только стильным платьем и причёской «венчик мира», но и попала в дурную компанию… Так и есть: «У Лены Сергей застал высокого худощавого юношу с бледным лицом и зачёсанными назад волосами. Сергей обратил внимание на его пёстрый галстук и на ухоженные ногти». Именно так должен был выглядеть настоящий враг, отщепенец и негодяй, а наивной девушке Лене ещё только предстояло в этом убедиться! Мораль фильма - сегодня он предпочитает яркий галстук, а завтра убивает мирных граждан за цацки. От стиляжничества - к преступлению.



  • Что там далее? Отрывок из кинофильма «Повесть о первой любви» (1957). В целом, фильм вовсе не о стилягах. Более того, они тут возникают случайно, спонтанно, бессмысленно. Видимо, так было надо для повышения дидактики и усиления воспитательной работы. Вдруг на молодёжной вечеринке нормальные молодые люди принимаются кривляться, то есть отплясывать якобы иноземные якобы танцы. Собрание в шоке. Бабушка героини, разве что не крестится с перепугу. Потом все принимаются ржать. Вообще, это тоже было типично - изображать стильные танцы, как страшные конвульсии безнадёжно больных (психически) людей. Или как пляски дикарей. В знаменитом фельетоне 1949 года «Стиляга» писалось, что они «...делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга». Ещё интересный момент - советским людям предписывалось порхать в аристократическом вальсе, а вот танцы угнетённых дикарей и блюзы чернокожих обитателей Америки - напротив, возбранялись.



  • Между прочим, это высказывают и персонажи кинофильма «Медовый месяц» (1956), наблюдая, как молодая и модная девица в шикарном платье самозабвенно вытанцовывает с типовым стилягой (дегенеративное лицо, усики-мерзавчики, узкие плечи, томные глазки). Ритуальные танцы дикарей. Но мы-то цивилизованные люди, у нас - вальсы. Почему эта сытая девушка в кадре танцует именно по-стильному? То есть - стилем? Да потому что она не хочет ехать на периферию по распределению. Всё ж связано. Раз буги, значит - тунеядец. Если тунеядец - значит, буги. Но потом девушка исправляется и становится приличной советской женщиной - работает на основной работе и занимается домом (меня всегда это возмущало - нарочитая и неумная пропаганда совмещения домашней пахоты и такой же убойной карьеры). Жена порядочного мужа (на мой взгляд) должна сидеть дома и приводить этот дом в порядок. Кстати, сразу после предложенного отрывка из «Медового месяца» следует пародия на стиляг, вставленная в ...общеизвестную сказку.



  • А вот отрывок из малоизвестного фильма «Ход конём» (1962), который редко демонстрировался, вероятно, в силу посредственного качества самой картины. Кроме того, авторы яростно переборщили с дидактикой, а когда сие случается, воспитательное значение сводится к нулю. И все правильные - вроде бы - мысли начинают вызывать хохот в зале. Судите сами. Пятнадцатилетний юноша Алёша до одури любит трактора и мечтает стать высококлассным трактористом. НО! Его ему мало лет, посему - увы. Тогда он меняется документами со старшим товарищем — прицепщиком Колькой Лопатиным, мечтающим о стиляжно-беззаботной жизни в городе. В итоге Алёшка получает диплом с отличием... А Колька становится жертвой своего стильного легкомыслия. Фильм в целом идиотский, но вот сцены со стилягами - прекрасные, а Савелий Крамаров, как всегда, спасает любую туфту от полного провала. Кстати, и тут у нас канон - раз стиляги, значит, подонки и пошляки. И на папиной машине. В разгар рабочего дня.



  • Это не вполне о стилягах, это так, полунамёки. Очень модная деталь второй половины 1950-х - начала 1960-х - обруч - хула-хуп. В киноленте «Королева бензоколонки» (1962) есть маленький фрагмент - модная и хорошенькая дочка выпархивает их авто и принимается демонстративно крутить обруч на талии. Конечно, на девушке не стоит тавро «стиляга вульгарис», однако же, у неё - штанишки-бриджики и причёска - конский хвост, что как бы намекает, ибо типовых стиляжек было принято рисовать именно так. В 1962 году в журнале «Работница» появилась небольшая статья, которая так и называлась - «Хула-хуп». Автор-врач писал о плюсах и минусах занятий с обручем. Вывод медработника был таков: модный спортивный снаряд хорош лишь в качестве дополнения к классической физзарядке , что совершенно правильно (Мачинский В. «Хула-хуп» / «Работница». 1962. №12. С. 31). Девушка в кадре должна была воплощать образ капризной богатой дочки, которая даже на бензоколонке демонстрирует свою крутизну. Интересную версию в комментарии выдвигает tarajos_sul, полагая, что это была семья иностранных туристов.

  • Ну, и, наконец, отношение правильных, нормальных, обычный людей с стилягам. Два отрывка из фильмов 1960-х годов - «Взрослые дети» (1961) и «Человек идёт за солнцем» (1961).

  • Tags: 1950, 1960, Кино, СССР, Стиляги
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 66 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →