Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Модные приключения Шурика.

  • Каждая из эпох имеет свой неповторимый идеал красоты, привлекательности. Даже нет - идеал соответствия, который объективно может и не быть красивым. Это некое удачное созвучие, сопряжение, которое остаётся в истории как облик «типичного представителя». Именно этот человек хорошо вписывается в общую эстетическую картину времени - он прекрасно смотрится на фоне мебели и домов своей эпохи, его фигура просится на обложку, его лицо соответствует плакату. Он похож на своё время, ему подражают. Все положительные герои «носят» его маску. К примеру, предвоенные-тридцатые предпочитали брутального блондина - лётчика, полярника, футболиста. Вместе с тем, это была не тупая груда военизированных мускулов, но античный Аполлон, прекрасно смотрящийся на фоне колонн и портиков. Белые брюки, белая футболка, белые парусиновые туфли и знак ГТО, дополняли образ. После войны в моду вошёл его антипод - простоватый монтажник-высотник, сталевар, токарь, фабричный инженер - ...мальчик из соседнего двора, которого вывела в люди заводская проходная. Мешковатые штаны, кепочка-малокозырка, папироска, гитара, пиджачок, надетый поверх...майки. А вот в 1960-х в моду вошли грациозные очкарики.

    М. Лихачев. Студенты. 1970 Обложка и Сен-Лоран
  • М.Лихачёв «Студенты». 1969-1970.
  • Обложка журнала.
  • Ив Сен-Лоран ок. 1959-1960 гг.

    Время умных, ироничных, даже насмешливых, но при этом - погружённых в себя. Время, когда вдруг начала цениться не физическая сила, а глубина ума. Человек в очках всегда воспринимался с некоторой жалостью - несчастный ботаник, у которого не было весёлого дворового детства, который не гонял голубей, не играл в футбол, не бился стенка на стенку с пацанами из соседнего квартала. Его детство - гаммы и (или) формулы, книги, максимум - кружок детского творчества. Вечный аутсайдер детского бытия, иной раз - битый, но чаще - не замечаемый. Его не любят девушки, а отличница Надюша (или Катюша) сбегает от его умных разговоров и нерешительных слов к нахальному голубятнику Ваське. Но 1960-е всё перевернули с ног на голову - мальчик в очках становится привлекательным кавалером. Умное время потребовало умных лиц. Возникает облик Шурика, до смешного похожего на Сашу Привалова из «Понедельника...». Саша Привалов - это будущее Шурика. В модных журналах появляются манекенщики в очках. Да что там? Один из самых знаковых модельеров эпохи - Ив Сен-Лоран тоже грациозен, очкаст, начитан. Похож не то на ботаника, не то на физика-лирика.

    4-2._1. Очки
  • Братья Стругацкие и их герой.
  • Манекенщик из журнала мод 1968 года.

    Впрочем, модельер - это ещё не самое занятное. Вы когда-нибудь видели фотографии штангиста Юрия Власова? Это лицо не привычного типового-тупого спортсмена, у которого голова, чтобы в неё есть, но лицо молодого профессора. Эпоха требовала именно таких героев. Плохое зрение сделалось ...модным, а стихотворении Агнии Барто «Очки», написанное в 1940-м году, приобрело особый смысл. Помните эту вещь? Младший брат завидует старшему - во всём. И хочет быть, как он. Даже болеть теми же болезнями, вроде близорукости. Перед войной это выглядело дико и породило сатирическое стихотворение. В 1960-х фраза: «Нет, ребята, это слишком! Он в очках явился вдруг!» зазвучало иначе. Какая уж тут сатира, если именно так должен выглядеть герой дня? Разумеется, что женщины, девушки выбирали именно таких кавалеров - с испорченным зрением, не боясь передать эту предрасположенность своим потенциальным детям. Главнее всего была эрудиция, а как иначе можно было подчеркнуть оную? Только очками. Как узнают на школьных фотография отличника? Именно так - по очкам.

    5853127
  • Штангист Юрий Власов.
  • В.Цветков «Прогулка».
  • Собственно, Шурик.

    Кстати, вспомните облик очкастого Новосельцева, которому в середине 1970-х - около сорока лет, то есть 10 лет назад он казался тем самым знаковым юношей, модным и - интересным. Шуриком. Допускаю, что что именно он, а не Самохвалов, был душой компаний, центром притяжения и лучшим женихом всех девочек. Видно, что любил походы - очень многие походники 1960-х потом, обзаведясь семьями, сделались грибниками - далеко забираться нет уж сил, но привычка ходить осталась. Понятно, что немножко лирик - знает и, кажется, даже любит стихи. Скорее всего, бывшая супруга Новосельцева вышла за него именно потому, что тогда он казался интересным, актуальным, стильным. А потом, когда пришла мода на всевозможных Самохваловых - на осанистых мужчин, имеющих доступ к Швейцарии, она сбежала, закрутила с другим. Возможно, с таким же Самохваловым. Интересно, что в 1970-х была мода не на сам интеллект, а на его атрибуты - на книги, на билеты в театр, на антиквариат. 1960-е - лёгкость и щедрость ума. Спокойное отношение к своему гению. 1970-е - тяжеловесная заумь, нарочитость знаний. Снобизм. На смену бескорыстным учёным, для которых главное - истина, пришли «кандидаты в доктора», для коих важнее всего оказалась степень. И поездка на международный симпозиум...
  • Tags: 1960, 1970, История моды, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 73 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →