Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

В ожидании шедевров.

  • Скажите, вы хотели бы видеть на киноафишах побольше российских имён и поменьше американских? Разумеется, большинство из вас безоговорочно и живо ответят: «Конечно, да! А когда?!» Причём, не задумываясь. В мыслях сразу возникнут каноничные шедевры, вроде «Летят журавли» или «Чапаева», а на десерт – добрая лирика про любовь и голубей да про Москву, которая «слезам не верит». У нас было великое кино – мы хотим такое же, но сегодня! Давно пора, а то надоели все эти голливудские боевики с раздроблением черепов и с перевёрнутыми горящими авто, с фальшивой сказочностью хэппи-эндов и с бездарной игрой голливудских старлеток. Ату их! Давайте наше, родное – про деревню, про семью, про хороших парней, коих вывела в люди заводская проходная! А нету.

    bb_horizontal_bigger18623825

    О чём речь? Из-за чего, собственно? Дело в том, что буквально на днях депутат Госдумы Роберт Шлегель предложил ввести пятидесятипроцентную квоту на отечественное кино в российском прокате. Инициатива действительно прекрасная, обнадёживающая. Аплодисменты! Но. Для подобного размаха нужно иметь, по крайней мере, если уж не шедевры, то хотя бы добротное, смотрибельное кино. Фильмы для людей, а не для «бабла». Что лично вы можете вспомнить за последние годы? «Легенду номер 17», «Сталинград» да ещё географа, который «глобус пропил»? Впрочем, и это – с оговорками. Фильм о Валерии Харламове оказался хорош только лишь потому, что …следовал старым советским нормам – никакой тебе чернухи, никакой похабной эротики. История хорошего парня, ставшего великим. Что там далее по списку? Масштабная эпичность Сталинградской битвы в исполнении Бондарчука—младшего выглядела клипово-гламурной и даже грязь с копотью в кадре отдавала шикарным глянцем. Ну и, наконец, киноистория учителя Служкина, при всех своих неоспоримых плюсах, получилась куда слабее, чем одноимённая повесть Алексея Иванова.

    Я бы ещё добавила интересную, неожиданную экранизацию гоголевского «Вия». Однако же он создавался так долго, что за эти годы мы успели проглотить десятка два аналогичных голливудских образцов – что ж поделать, если жанр фэнтези популярен во всём мире, особенно у молодёжи? Вы, конечно, можете назвать ещё одну громкую, долгожданную премьеру сезона – «Трудно быть Богом», но, увы, большинство людей, в особенности – поклонники творчества братьев Стругацких, не приняли мрачно-жестокое зрелище от Алексея Германа. Как пошутил один бывший шестидесятник, а ныне – дачник-пенсионер: «Трудно быть в зале». Еле выдержал, только из уважения к любимому писательскому дуэту. И тут возникает очень красивая и вполне здравая депутатская инициатива. Мы-то хотим родное, мы - за! Но у нас его нет. Это примерно, как ратовать против вредной пищи, но взамен предлагать – несъедобную, отвратительную на вкус. При этом не факт, что полезную для организма.

    В прессе и в блогах тут же началось оживленное осуждение. Из искры возгорелось пламя. Одни тут же забили тревогу: боевики с мордобоем и тупые комедии про толстых домохозяек, мечтающих о модельной карьере, останутся, а вот изысканное «кино не для всех», стильный артхаус полетит в топку. Им-то и пожертвуют. Другие вспомнили, что практика борьбы с американским засильем существует в Европе вот уже много лет. Это бизнес, ничего личного, хотя, как сказать… Мне тут же вспоминается непримиримая борьба французских деятелей против голливудской «оккупации» в 1950-1980-х годах. В телепередаче «Международная панорама» нам показывали обеспокоенных режиссёров и киноведов - они едва ли не со слезами на глазах повествовали о навязывании грубых и примитивных американских ценностей тонкому, начитанному европейскому обывателю. Но деньги есть деньги. Кто приносит кассовые сборы, тот и на коне. Кстати, по поводу ценностей… Это одна из причин оправданности квотирования – не секрет, что западное кино пропагандирует свои каноны бытия, показывает иную, не нашу реальность. А мы – считываем. Например, в кинофильме «Жизнь Адели», очутившемся в российском прокате, нам представили амурные перипетии из жизни лесбийской парочки. Обставлено сие так, будто это – нормальная женская драма. У других муж уходит из семьи, а у студентки Адели - …тоже муж, но только он - дамского пола.

    А где же то правильное кино, которое отображает именно российские, русские ценности? На «Легенде номер 17» далеко не уедешь, а сказать слово «наши» о ситкомах в Comedy-Club-овском духе лично я не могу. Или о попытках снимать всё те же фильмы-катастрофы, хорроры и весьма средненькую кинофантастику. Оно не наше. Более того, оно хуже и гаже, чем голливудский образец. Хотя бы потому, что оно – уныло-вторично, состряпано по западным лекалам. Помните, что у Войновича называется «вторичным продуктом»? Именно оно и есть. В общем, инициатива, к великому сожалению, преждевременна. Впрочем, и Министерство культуры отказалось поддерживать 50-процентную квоту, поскольку с этим вопросом торопиться нельзя. Это заявил глава министерства Владимир Мединский. А пока мы ждём от наших режиссёров именно наше кино. Вместе с тем, было бы нелишним вспомнить советскую практику квотирования, точнее – фильтрования, …допущения. Зачем? Инициатива Шлегеля вызвала у некоторых граждан истерику в привычно-кликушеском стиле: «К нам вернулся ужасный Совок!» Замечу, что история советского кинопроката, мягко говоря, не исчерпывается прямолинейной конструкцией: «От нас всё скрывали!» Хотя бы потому, что в каждое из десятилетий была своя концепция, свой допустимый процент западного кино на нашем экране. Вспомним?

  • Об особенностях кинопроката в СССР - в моей же статье...
  • Tags: Кино, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 90 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →