Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Слава - технарям!

«Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе».

Борис Слуцкий.


  • Не так давно мне довелось прочесть фрагмент из старого, увы, забытого советского романа с каноничным соцреализмовским названием – «Покоя нет». Автор Всеволод Воеводин в этом крошечном отрывке даёт развёрнутую картину вкусов, общественных «привычек» и пристрастий, бытовавших в послереволюционные, нэповские годы. Итак, судите сами: «…Рабочая молодёжь тянулась главным образом в технику, в медицину, в университет, тогда как художественные вузы по-прежнему широко держали двери открытыми для выходцев из самых разных социальных слоёв. Дети "бывших" овладевали искусством декламации, дочки гостинодворских и сенновских нэпачей изучали фольклор, люмпены - лирику Рембо». Итак, перед нами – великолепный, талантливый образчик агитпропа. Идея, заключённая в изысканно-чёткую формулу: правильная молодёжь, «комсомольское племя» рвётся покорять технические горизонты, интересуется медициной, а вот малахольные дочери бывших камергеров, не успевших смыться в Париж, отправлялись постигать декламацию или же учились отличать ямб от хорея. Это – маркер.

    0-4._1. П.Вильямс Автопробег
  • Пётр Вильямс. «Автопробег». 1920-е годы.

    Имеется и другой посыл – всё та же дочь камергера или ещё какого-нибудь «нэпача», нэпмана не имеет морально-социального права быть инженером, касаться нашей передовой техники! Её место – в затхлом углу, среди пыльных штор и вчерашних смыслов. Петь романсы на провинциальной эстраде, читать со сцены поэмы или, в самом оптимальном случае, куковать в редакции незначительного литературоведческого журнала. Что же? Будет всю жизнь черкать заметки об особенностях слога-ритма-смыслов Роберта Бёрнса или Афанасия Фета (например), не забывая, однако, вовремя ввернуть более-менее подходящую цитатку из Карла Маркса. В этой связи вспоминается цветаевская «Повесть о Сонечке»: «Ей надо было заниматься только читкой, но она так была связана с театром! Разбрасывалась. А в театре, конечно - труднее. В провинциальных театральных коллективах она была ну... ну как алмаз!» В довоенном СССР было много таких вот странных, неприкаянных личностей с гуманитарным складом ума, с бесполезно-тонкими руками и с томиками стихов под подушкой. Они что-то писали, где-то выступали, были неизменно печальны – они существовали на обочине нашей солнечно-звенящей, наполненной рёвом моторов, действительности.

    0-4._3. Калмыков Сатурний (1)
  • Виктор Калмыков. «Сатурний». Проект грядущего города. 1920-е годы.

    Вообще, если вспомнить сюжеты литературных произведений, фильмов, стихов, то можно заметить одну очень важную деталь - в советской картине мира «технари» располагались неизменно выше «гуманитариев». Об этом красноречиво говорит даже знаменитая фраза-лозунг: «Писатели – это инженеры человеческих душ». Да, писатели важны, они – обязательны. Их надо растить, холить и лелеять, направлять их талантливое перо, ибо без них – деградация. Но. Они возможны лишь потому, что они – тоже инженеры. Что такое коммунизм? По словам Ленина, это советская власть плюс электрификация всей страны. Итак, физики - в почёте, лирики…нет, не в загоне, а во вторую очередь, ибо первым делом – самолёты. Послереволюционные рабфаки, как писалось в одной тогдашней газете, это «…настоящая фабрика молодых кадров для нашей молодой индустрии». Страна Советов остро нуждалась в толковых, но при этом – политически грамотных, инженерах – дореволюционные специалисты, или как их тогда называли, «спецы» не вызывали доверия. Они казались ненадёжными, их подозревали в симпатиях к буржуйскому Западу и в ностальгии по старым порядкам. Все эти дядечки с холёными руками и старорежимными привычками могут быть только «попутчиками», да и то – не во всём. Не везде. Не всегда.

    1-6. Журнал Прожектор Дейнека
  • Александр Дейнека. Техника = динамика жизни. 1920-е годы.

    Помните в романе «Золотой телёнок» многажды упоминался немолодой и наглый инженер Талмудовский? Он постоянно – как чёрт из табакерки - появляется в каждом городе, на пути у главных героев. И каждый раз мы видим его удирающим с предприятия – не те ставки, не те условия: «Вы это крепостное право бросьте. Сами всюду пишут: «Свобода, равенство и братство», а меня хотят заставить работать в этой крысиной норе. <…> Тут Талмудовский быстро разжал кукиш и принялся считать по пальцам: – Квартира – свинюшник, театра нет, оклад…» Впрочем, в «12 стульях» есть похожий персонаж – инженер Брунс, который точно так же мотается по стране в поисках лучшего оклада и не прочь прикупить по случаю гарнитур генеральши Поповой. Разве с такими …господами можно построить социалистическую индустрию? «Кадры решают всё в период реконструкции!» - кричали лозунги, а люди старались им соответствовать. Инженер – это не только новый завод, грандиозная стройка или очередной гидроузел. Это – оборонительная война. А грядущая битва тогда ощущалась в каждом песенном звуке, в каждом четверостишье, в каждой пионерской речёвке.

    Рабфак
  • Борис Иогансон. «Рабфак идёт».

    В довоенной литературе профессия инженера упоминается столь же часто, как и словосочетание «красный командир», причём, не только в специфических производственных вещах, вроде катаевского романа «Время – вперёд!», но и в детских повестях и рассказах. Надеюсь, все читали в детстве эту гайдаровскую вещь? Стало быть, знаете этот отрывок: «Олечка, не ходи на инженера, ходи на доктора, - заговорила Женя, подсовывая настольное зеркало.- Ну, погляди: какой из тебя инженер? Инженер должен быть – вот… вот… и вот… (Она сделала три энергичные гримасы.) А у тебя – вот… вот… и вот… – Тут Женя повела глазами, приподняла брови и очень неясно улыбнулась». Замечу, что девочке даже не приходит в голову посоветовать своей хорошенькой старшей сестре пойти на филолога или в актрисы. Впрочем, и дядя главного героя - Тимура – представляется всем инженерным работником: «Он же сказал ей, что его зовут Георгий, фамилия его Гараев и он работает инженером-механиком на автомобильном заводе». Впрочем, реальность оказывается гораздо более интересной... Инженер, он же красный командир. Типично. Знаково.

    oshibka-kochina
  • Кадр из кинофильма «Ошибка инженера Кочина».

    В другой, не менее популярной повести читаем: «Её отец, Платон Половцев, инженер, был старым другом моего отца». Или вот детский разговор: «- Еще бы не догадливый! - спокойно ответил Славка. - Такая уж у него работа. - Он военный инженер? Он что строит? - Разное, - уклончиво ответил Славка и с гордостью добавил: - Он очень хороший инженер!» Зачем понадобилось Гайдару столь частое упоминание именно этой профессии? Ответ очевиден – инженер – стратегическая специальность. Как тут не вспомнить «Ошибку инженера Кочина» - культовый довоенный фильм. Помните? Талантливый изобретатель-конструктор, работник авиационного завода, совершает чудовищную, непростительную ошибку. Он берёт домой на ночь секретные чертежи самолёта, чтобы внести в них правку по результатам лётных испытаний. Эта грубая промашка оказывается фатальной. Ещё один примечательный факт – в кинокомедии «Вратарь» действует персонаж – инженер Карасик. Так вот, в одноимённой повести Льва Кассиля этот персонаж значится, как журналист. Просто создатели фильма сочли невозможным делать «гуманитария» одним из главных действующих лиц. Только технарь! Только – «железо»!

    3f94874a0b88c0755c9a86f0081
  • В кинофильме «Вратарь» Карасик именно инженер, а не журналист, как в повести.

    Вместе с тем, Советский Союз не был технократическим обществом в чистом виде. Крупные писатели, талантливые художники и большие артисты чествовались с небывалой помпой. Важнейшим из искусств признавалось кино, и Любовь Орлова считалась, как теперь принято говорить, «иконой стиля». Юные девы обожали теноров и делились на два непримиримых лагеря – поклонниц Сергея Лемешева и обожательниц Ивана Козловского. Потомственный граф, великий писатель Алексей Толстой жил и при Советах в небывалой роскоши. Вы заметили нюанс? В СССР высоко ценились только талантливейшие из гуманитариев, так сказать, лучшие в своём роде. Если уж быть «лириком», так могучим или – не быть вовсе. Если же автор сценария, книги, фельетона хотел подчеркнуть, что его героиня пошла по плохой дорожке, то непременно писалось так: решила пойти в актрисы или спуталась с непризнанным поэтишкой. Стилягу рисовали любителем оперетты, поэзии, всяческих изящных искусств. А вот правильная, хорошая девушка, пройдя испытание настоящим трудом, больше не мечтала танцевать на льду, а шла прямиком в автодорожный ВУЗ...

  • ...Остальные много-буков ТУТ!
  • Tags: 1920, 1930, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 60 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →