Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Скорость и динамика в русской культуре.

  • ...Страсть к движению, к динамике – следствие особого ощущения пространства. В своё время Гоголь задал риторический вопрос, не требовавший, как водится, ответа: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Итак, статья о том, что динамичность – это свойство русской натуры, особенность менталитета.

    ОТРЫВОК: Всё стало возможным после Революции. 1920-е годы – время культа машин, механизмов. Любоваться их работой, подчиняться их слаженному ритму, ударять автопробегом. Они – эти железные существа с пламенными моторами - видятся идеальными воплощениями человеческого гения, куда как более великими, чем живописные полотна или, например, поэзия. Машина – эталон и потому на неё следует равняться…человеку. И – завидовать ей. «Я хочу быть машиной… Зависть взяла к машине – вот оно что! Чем я хуже её? Мы же её выдумали, создали, а она оказалась куда свирепее нас», - унылостенает персонаж Юрия Олеши.А что на экране?В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» - бесконечная смена образов, неодолимая быстрота, желание нестись, бежать, перепрыгивать. В кадре – трамваи, автомобили, заводские станки. Их ритм сопрягается с мельканием рук барышень-телефонисток и с беспрестанным бегом совслужащих по конторским коридорам. Человек может быть машиной – человек должен стать машиной. В этом нет ничего уничижительного, ибо машина – это бог нашей пламенеющей современности!

    5. П.Вильямс Автопробег 1929-31
  • Пётр Вильямс. Автопробег.

    «Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?» – наивно спрашивал поэт уходящей крестьянской Руси. «Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке!», - весело и бойко отвечал ему великий комбинатор. Эпоха неслась на всех парах, сметая на своём пути отжившие смыслы, рифмы и прочую старорежимную ересь, вроде кружевных салфеточек, фаянсовых котиков и «стилей разных Луёв». Обретая скорость, обретаешь истину – прорыв в Грядущее. Автопробег – это не просто модное мероприятие, но веление времени. «Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями. - Вам не завидно, Балаганов? Мне завидно». Зависть не только к людям-участникам, но и к самим машинам – именно они и воплощают ту самую «настоящую жизнь».

    На символичной картине Петра Вильямса «Автопробег» изображена некая идеальная реальность (sic!) – роскошные авто несутся мимо белоснежных агрогородов - они должны вот-вот прийти на смену избам, овинам, амбарам… На стене одного из суперсовременных сооружений – громадный плакат «Автомобилю – дорога!» Посмотрите вдаль – никакого тёмного леса со старыми сказками - сплошные ЛЭПы да строящиеся шедевры конструктивизма. И только в углу изображён крестьянский мальчик, пытающийся сладить с норовистым жеребёнком – с тем самым, есенинским, который всё ещё не понимает, почему его заменили бездушной и холодной стальной лошадью. Что ж остаётся бедному Остапу? Он – тоже обломок, обмылок старой эпохи – он до сих пор мыслит категориями «батистовые портянки будем носить, крем Марго кушать». Только по-жульнически примазаться к автопробегу вместе с таким же древним рыдваном – с Антилопой-Гну, коя была «…такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея». Мотопробеги и велопробеги, солнечная пыль, звон в ушах, победные марши. Жизнь – это скорость.

    ОСТАЛЬНОЕ - ТУТ.
  • Tags: 1920, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 22 comments