Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Про выставку Родченко и Степановой.

  • ...Победительная новизна диктовала свои законы бытия – размеренный, скучный ритм оставаётся в тёмном и грязном прошлом, а мы будем ударять автопробегами и обгонять само время. Быстрота и динамика. Любая из фотографий Родченко – это объект в состоянии движения. Автор просто ловит момент, микроскопическую долю мгновения между взмахами и прыжками. За секунду до взлёта. Или до приземления. Это кажется хаосом и столпотворением, если не понимать смысла 1920-х, а этот смысл называется «рацио». У человека эпохи авангарда появляется новый идол - машина, конструкция.

    Возникают учёные словечки, вроде «биомеханика» и «кинестезия».Они относятся к…искусству театрального жеста и к новым танцам, которые не имеют ничего общего с манерной грацией вальса. «Я – человек-машина. Не узнаешь ты меня. Я превратился в машину. Если еще не превратился, то хочу превратиться», - читаем у Юрия Олеши. Появляются такие направления сценической деятельности, как «танцы машин» Николая Фореггера в его творческой мастерской Мастфор. Танцовщики изображают локомотив или, например, стройно-осознанное движение агрегата.

    75d7e210fc4c

    Родченко с интересом наблюдает за производственными процессами и фиксирует на плёнку элементы станков и детали релейного оборудования связи. Его Шуховская башня устремляется ввысь и упирается в … мирозданье. Она не выглядит застывшей – она будто бы взлетает. Машина – не просто целесообразнее любого природного объекта – она воспринимается в качестве незыблемого эстетического эталона. «Да здравствует реконструкция человеческого материала, всеобъемлющая инженерия нового мира!», - восклицает всё тот же Юрий Олеша. Функциональность – излюбленный «конёк» того времени. Ле Корбюзье называет дом – «машиной для жилья».

    Родченко с интересом разрабатывает мебель для домов-коммун и рабочих клубов. На выставке вы сможете увидеть не только материализованные реконструкции некоторых образцов, но и интересную видеопрограмму, где пошагово показано, как создавались компактные столы и целесообразные лампы, а также – …книжные киоски, автобусные остановки и машины-кинопередвижки. Главные требования – быстрота сборки, осмысленность сочленений и – современно-аскетичный вид. Безусловно, за этой внешней простотой стояла серьёзная инженерная работа. Однако ж новый художник обязан быть …инженером.

    big_330632_3034_i-torre-de-radiodifusion-web

    Теперь дело за одеждой! Конструктивисты утверждали, что свободный труженик, живущий в доме-коммуне со стеклянными экерами и спортплощадкой на крыше, не может ходить в крестьянской косоворотке или в модном клетчатом пиджаке. Люди-винтики (а в этом определении тогда не было ничего уничижительного) должны одеваться просто, рационально и по возможности – одинаково. Назрел вопрос о «правильной» одежде для сознательного пролетария. Варвара Степанова (под псевдонимом Варст) пишет в своей программной статье: «Мода, психологически отражавшая быт, привычки, эстетический вкус, уступает место одежде организованной для работы в различных отраслях труда...

    ...для определенного социального действия, одежде, которую можно показать только в процессе работы в ней, вне реальной жизни не представляющей из себя самодовлеющей ценности, особого вида «Произведений Искусства» <…> Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах, становятся эстетическим пережитком. Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой». (См. здесь и далее - Варст «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда». / ««ЛЕФ». 1923 г. N 2).

    Остальное - тут: http://zavtra.ru/content/view/sinebluzyie-rejte/
  • Tags: 1920, Выставки, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    Comments for this post were disabled by the author