Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Придурочное добро.

  • Время от времени мы обсуждаем старые сказки, да и вообще советское кино. Буквально позавчера я вспомнила детский фильм «Весёлое сновидение или Смех и слёзы» о том, как пионер-шахматист попадает в сказочное пространство и, как обычно это бывает, быстро наводит порядок в шахматном королевстве. Эта вещь, написанная Михалковым-старшим во многом перекликается также с фильмом «Новые похождения кота в сапогах». Эти примеры - хороший предлог поговорить о наглядном изображении Добра и Зла во многих советских киносказках. Так, в «Весёлом сновидении...» и в перепеве приключений Кота добрый король выглядит настоящий идиотом. В обоих фильмах это нелепый полудурок, которого совершенно непонятным образом носит корону. Возле него обретается такой же дурковатый министр, вообще неясно чем занятый. Зато! В качестве мощной оппозиции представлен тёмный валет Кривелло и такая же стильная Дама-треф по имени Двуличе.


  • Почувствуйте разницу!

    Причём, в «Весёлом сновидении...» этот дуэт невероятно шикарен - комизм Георгия Вицина уравновешивается харизмой питерской примы Валентины Кособуцкой. Дети смотрят... и понимают - Добро глупое и вялое, как само имя короля - Унылио VII. Его сына зовут не менее упаднически - принц Чихалия (наверно, там могли бы быть ещё братья - Сморкалия и Подыхалия). Тогда как Зло интересно, насыщено, мощно и красиво. Помните 101 рассказку господина Кривелло в духе хоррор-фильмов? То-то. В культовой киносказке «Морозко» мы видим ровно ту же картину - Добро в лице терпеливой Настеньки и её безвольно-глупого папаши вызывает целую гамму чувств - от острой жалости до такого же невыносимого раздражения, тогда как Марфушка, Мачеха и, к примеру, Баба-Яга приковывают внимание. В старой Золушке нам снова интересна Мачеха-Раневская - как логическое продолжение тезиса: «Муля, не нервируй меня!» В качестве унылого Мули тут выступает папаша-Лесничий, которому проще сражаться с медведями, чем навалять своей дражайшей половине.

    Нас с детства закармливали пресным Добром в лице Кота Леопольда, которого из серии в серию достают омерзительные мыши (вот тут Зло безо всякой харизмы). Нам как бы транслируют: надо постоянно прощать, извинять, понимать. Кстати, Леопольд каждый раз - вроде как - наказывает мышей - то загонит их в ловушку, то они сами повиснут над какой-нибудь пропастью. Но каждый раз он их отпускает. Ни разу не захлопнул мышеловку, а ведь детям, сидящим у экрана хотелось именно этого. Добить гада. Кто к нам с мечом - тот от меча и кирдык. Безусловно, таковыми были отнюдь не все сказки - в кинофильме о «Трёх толстяках» шикарный красавец Тибул и обворожительная Суок противостояли карикатурным жиртрестам и их прихлебателям в шляпках. В довоенных киносказках блондин-богатырь в исполнении эталонного комсомольца Сергея Столярова бился со всякой нечистью. Но по большому счёту, нам постоянно предлагалось любить вялых и податливых героев, тогда как ребёнок очень падок на образы...
  • Tags: Кино, Педагогика, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 133 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →