Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Портрет отрицательного героя.

  • Сейчас модно снимать сериалы «про СССР», хотя бы потому что в те времена всё было чётко и ясно - свой-чужой, хорошо-плохо, да-нет. Правда, в нынешних креативах всё наоборот - стиляга и жулик становится борцом с системой, а чекист - гадом и преступником. Но это уже мерзкие особенности современного восприятия, увы. Но так или иначе, сценаристы стараются. Однако часто не в курсе, как оно было. Делают на глазок. В 1950-х у них мелькают ковры и лампы 1970-х, а на стенах студенческих общаг 1979 года почему-то висят плакаты с БАМ-ом, а не Аманда Лир. Ну, да ладно. Сегодня я решила сформулировать очень важную штуку - создать совокупный портрет отрицательного героя по-советски. Это поможет создателям сериалов лепить... своего положительного персонажа. Так сказать, не-совка и не-коммуняку. Опираться я буду на популярные образы кино и прессы. Итак, представим, что вам захотелось создать фильм о 1930-1960-х годах...



    1. Начнём с имени. Это только кажется, что героя могут звать всё равно, как. Но, как пишут исследователи, даже Набоков, подбирая имя для своего педофила-романтика, старался подобрать говорящее имя Кому интересно - идите сразу сюда, потом вернётесь, если хотите... Так вот! Советского анти-героя часто звали Эдуардом (а лучше Эдиком, как в короткометражке «Секрет красоты», 1955) или Арнольдом. А ещё - Жорой, Жориком, ...Жоржем. Георгий - просто немыслимо! Если уж стилягу, жулика или ловеласа по паспорту зовут Егором или Георгием, то он станет непременным Жоржиком в натуре. «У Лены Сергей застал высокого худощавого юношу с бледным лицом и зачёсанными назад волосами. Сергей обратил внимание на его пестрый галстук и на ухоженные ногти. - Арнольд, - представился юноша, отвечая Сергею вялым пожатием» Вот небольшое описание из детективной повести «Дело 'Пёстрых'», созданной в 1950-х годах. Такого юношу в пёстром галстуке, да ещё и с вялым пожатием не могут звать Ваней или Васей. Только Арнольдом. И, разумеется, шикарный красавчик себя ещё проявит в качестве преступника! У меня в детстве создавалось впечатление, что некие мамы 1930-х, называя своё чадо Эдиком или Жориком, обрекали его на грядущее стиляжничество. Из той же серии. В книжке «Последний поединок», посвящённый знаменитому Матчу смерти, девица-предательница зовётся Нелли, а вот главный положительный футболист из Трусевича переименован в Русевича. Итак, имя должно быть претенциозным и с налётом иноземности.


  • Положительный герой и отрицательный герой.

    2. Наружность. Тут возможны два крайних варианта - либо это лощёный красавец в западном стиле, либо - неопрятный толстяк, ненавидящий спорт и Солнце. Замечу, что оба типажа не совпадают с эталонным плакатным комсомольцем и если правильный, положительный персонаж - блондин натуральный, то отрицательный - крашеный. А лучше - брюнет с тонкими, нервными чертами лица, с крючковатым узким носом, с хрупкими запястьями. Не наш человек, одним словом. В кинокомедии «Цирк» носителем расового безумия показан явный, хрестоматийный неариец, очень похожий, кстати, на ...персонажа нацистской агитки из жизни XVIII века - «Еврей Зюсс». Тогда как белокурые спортивные красавцы принимают ребёнка-мулата, как родного. Или вот. Тимур - белокур, Квакин - чёрен. В послевоенной мелодраме «Разные судьбы» положительная героиня - беленькая, отрицательная - тёмненькая да кудрявая. И, разумеется, нехорошему господину мужеска пола срочно требуются усики - лучше всего тонкие и мерзкие. Ухоженные. Усы - натурально-конкретные - у красных командиров и колхозных активистов. А вот усики - у стиляг и жуликов. У шпионов! Безусловно, этот персонаж должен быть модным и любить всё западное.


  • Тот самый Арнольд!

    3. У отрицательного героя всё должно быть погано - и душа, и одежда, и мысли. Брюнет Эдик-Жорик-Арнольдик, предпочитающий пёстрые пиджаки, джаз и усики, просто обязан нигде не работать! Или плохо учиться. Читать всякую дрянь. Любить лёгкую музыку. Или, допустим, развращать девушек, полагая, что свободные отношения - единственный путь к половой гармонии. Он может совмещать полярные и не монтирующиеся тенденции - забубённое пьянство и какой-нибудь модный спорт, вроде тенниса. Он всегда выказывает презрение по отношению к Целине, стройке, тайге, ...учёбе, работе. Он произносит выспренние речи о «праве сильного» и о том, как трудно нынче аристократам духа. Его движения - расслаблены и нарочиты. Он всеми своими кривляньями как бы подчёркивает, что кувалда и альпеншток - не для его дворянских ручек. Что мир существует только для удовлетворения потребностей, а советский мир не дотягивает! Потребности - есть, а баров и казино - нетуть! Безусловно, Эдик труслив, жалок и слаб, а когда его берут за жабры, принимается выгораживать свою тушку и сдавать подельников.

    А какие признаки назвали бы Вы?
  • Tags: Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 71 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →