Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Основные признаки-принципы перестроечного фильма.

  • Написала статью о «Маленькой Вере» для сайта газеты «Завтра», но хочется вспомнить признаки перестроечного кино в целом. Маленькая Вера – самый зримый символ перестроечного кино и – перестроечной разрухи в головах. Безусловно, были и другие – всевозможные Арлекино, Аварии, Интердевочки, Взломщики и Фанаты. Но все они меркнут и тускнут рядом с трагедией пустоголовой Верочки. Вероятно, сказался несомненный талант самого Пичула? Фильм гадкий и вредоносный, но яркий, жестокий и сильный. Кстати, не поговорить ли нам о перестроечном кино, как о жанре? Или даже - как о виде анти-искусства. Каковы были его основы, главные смыслы, краеугольные камни? Как отличить перестроечное кино от иного-другого?

    1. Итак, перво-наперво, отчётливо прослеживается главный лозунг этого направления: «Так жить нельзя!» Развенчание сталинизма, брежневизма и хрущевизма, а заодно – комсомольских строек, пионерских песен, игры «Зарница», …индустриализации, строительства «высоток», освоения Целины, etc. Всё это, равно как и многое другое (включая утреннюю радио-физзарядку), объявлялось позорным наследием, с коим следовало целенаправленно бороться. Кроме того, Советская Власть отныне считалась причиной всех социальных бед и общественных пороков – от ложных доносов в компетентные органы … до кражи гаек на заводе. Врагом номер один сделалась сама Система - в лице алчных, похотливых чиновников, кровавых КГБистов (мечтающих о воскрешении Сталина!), циничных парторгов и дур-учительниц старой закваски, продолжающих вещать о гениальности плана ГОЭЛРО. Системе противостоял мальчик-неформал или «прозревший» чиновник. Или даже питерская проститутка Танька Зайцева, которой так надоело жить серо-совковой жизнью, что она рванула на панель. Бунт объявлялся нормальным состоянием общества. Отрицание – смыслом жизни.

    2. Но тупики системы, свалка идей и грёз – это только общий смысл. Далее следовало отразить неизбывную помойность бытия. В кадре замелькали обшарпанные квартиры, загаженные подворотни, исписанные стены и безрадостные пустыри. Предполагалось, что всё это произошло из-за того, что Большевизм изуродовал сознание человека. На экране прописались наркоманы и проститутки, которые, по-видимому, тоже являлись типичными и – закономерными продуктами советского воспитания. Авторы будто бы соревновались – кто покажет «эту страну» в наиболее гадком свете.

    3. Далее? Конфликт отцов и детей, в принципе, характерный для всех времён и народов, обернулся социальной антитезой. Отцы-подонки, отцы-карьеристы, отцы-стукачи! Они голосовали «за!». Они молчали и покорно кивали. Держали фигу в кармане, чтобы спокойно продвигаться по службе. Прогибались под ложные идеи. Рассказывали анекдоты, а потом – писали доносы на тех, кто слушал и смеялся. Нам-юным с ними не по пути! Поэтому девочка по кличке Авария презирает …своего деда-ветерана: как он смеет вне очереди покупать импортный холодильник?! А эта истеричная мать? А рохля-отец?! «Мне нравится всё, что не нравится вам!» - кричит она и погромче врубает heavy metal. Это уже не конфликт поколений. Это – перечёркивание и отторжение. Отрицание отцов и дедов = отрицание исторической памяти. А зачем она вообще надобна? Мы же ломаем!

    4. Разумеется, в тех фильмах не было хэппи-энда. Герои в лучшем случае оставались стоять на пустыре, глядя в серенькое пространство. В худшем – погибали, ибо, зачем жить, если так жить – нельзя?!

    5. Примечательным саундреком гремела рок-музыка – музон протеста. Рок – и наш, и тамошний-аглицкий – с момента своего возникновения обслуживал стихийный юношеский бунт. Местный рок, помимо всего прочего, претендовал на философские прочтения, на дзен и дао, на кантианство и кафкианство. Русский рок предлагалось слушать не столько ушами, сколько душой и мозгом. И – разумеется, протестовать. Но в середине 1980-х случилось странное. Грандиозные рок-гуру живо откликнулись на перемены. «Пе-ре-мен! Требуют наши сердца-а-аааа!» - скандировала младая толпа вслед за Виктором Цоем. «Этот поезд в огне…», - флегматично отозвался великий БГ. И прибавил: «Пора вернуть эту землю себе». Потом они бросились сниматься в «Иглах» и «Ассах», а ещё – на полном серьёзе учили Горбачёва и Ельцина демократии. Итак, в «Зеркале для героя» - «Гуд бай, Америка, оо-о-о…» от «Наутилуса», в «Публикации» - шевчуковское «Время», в «Дорогой Елене Сергеевне» - «Я не люблю тебя» группы «Авиа». Этот список можно продолжать и множить. И даже – писать диссертации на тему «Русский рок в позднесоветском кинематографе». Эпоха тотального протеста требовала именно такого музыкального сопровождения.

    6. Ну и на десерт – пикантное. Перестроечное кино – это ещё и непременная, общеобязательная голая женщина и – по возможности - сцена коитуса. Даже, если это не монтировалось со смыслом кинокартины. Просто так надо! Показать дряблые ягодицы на фоне замшелого быта. Изобразить ублюдочное совокупление с особым цинизмом. Лучше всего – изнасилование. В начале статьи я упоминала публикацию «На белой простыне экрана», авторы которой надеялись, что, в конце-то концов, у нас появится изысканное эротическое кино, а пока – первые опыты и прочие «блины комом». Но их грёзы не претворились в жизнь, зато в памяти остались кошмарные раздевания молодых и – не очень молодых – актрис, которые, как и вся страна, спешили побыстрей раскрепоститься…

  • Полностью - тут: http://zavtra.ru/content/view/esli-vera-malenkaya/
  • Tags: 1980, Кино, О Жизни
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 106 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →