Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

А оно вообще - искусство?

  • Написала статью о поступке Энтео (ссылка в конце данного поста), а тут - фрагмент об СССР.

    …В самом начале статьи я упоминала о гонениях на советских-…антисоветских концептуалистов в эпоху хрущёвского волюнтаризма и первой половины брежневского правления. Замечу, что именно в 1950-1960-х годах на буржуазном Западе пышным цветом расцветами всевозможные «-измы», возвещавшие о конце искусства и крахе цивилизации. Больше того – в той же Америке против всей этой мерзости активно выступали… правильно! – религиозные деятели, видевшие в подобных картинах/скульптурах не только скверну и мерзость разложения, но и… Вы там хорошо сидите на стуле?! Да! Тамошние клерикалы считали абстракцию порождением коммунистической заразы, ибо Лисицкий, Кандинский, Малевич и Татлин были на тот момент образцами стиля для всевозможных «беспредметников» и модернистов. А в коммунистической Москве превеликий атеист Никита громил…буржуазные гнусности и «тамошнюю» пакость. Какое редкостное единодушие! Впрочем, модных креативщиков ругали не только аскетичные пасторы и советские генсеки но и прогрессивные западные карикатуристы. Так, у Херлуфа Бидструпа есть целый ряд комиксов, направленных против художников-авангардистов. Или вот наши карикатуры (все взяты из блога denis_strebkov).



    В СССР же стали издаваться многочисленные книги и брошюры, посвящённые развенчанию абстракции. Так, Владимир Кеменов в своём сборнике «Против абстракционизма. В спорах о реализме» (1963) гневно клеймит «…нелепые произведения абстракционистов, пытающихся демагогической шумихой о пространстве и времени увести искусство и художников от реальнойй жизни и от жгучих проблем, волнующих население нашей планеты». Его болгарский коллега Атанас Стойков в «Критике абстрактного искусства и его теорий» (1964 г.) писал, что «…искусство начинает чахнуть, увядать и, в конце концов, погибает, если оно отрывается от той почвы, которая постоянно питает его, сообщает ему все новые и новые живительные соки. Эта почва - связь художника с его обществом, с природой. Именно этой почвы лишают себя художники-абстракционисты (и их теоретики и критики-апологеты), доводя до абсурда свое бегство от жизни, свою самоизоляцию в кругу чисто личных, в большинстве случаев крайне пессимистических, запутанных чувств и настроений».



    У всех этих работ была единая линия – модернисты уходят в мир беспредметности, отрицая самоё жизнь. Изображают мир в виде случайных, дурацких или даже уродливых нагромождений. Пытаются создавать смысл на базе тотальной бессмысленности. Смеются в лицо зрителю. Сволочи! Если отбросить трескучий идеологический пафос, то те искусствоведы были совершенно правы.
    Интересный момент – изображая на карикатурах этакого модерн-ваятеля, наши сатирики всегда рисовали его в …стиляжном прикиде: в рубахе с гавайскими мотивами, в узеньких брючках, с бутылкой импортного пойла и так далее. С другой стороны, высмеивая стильную поросль, авторы фельетонов частенько «нагружали» своих персонажей любовью к абстрактным вывертам. Например, в короткометражке «Иностранцы» (1960) стиляга-тунеядец восторженно, точнее - уважительно произносит: «Ну…! Абстрактная вещь! Сама за себя говорит!» Сейчас ещё раз удивлю. Поклонников западной «лепоты» часто изображали …заодно уж и верующими. Так сказать, враг нашей светлой бытности должен быть порочен во всём!



    Детский писатель Николай Носов, создавший в «Незнайке на Луне» (1963) безукоризненную пародию на капиталистическое общество, не забыл и о модном-современном-актуальном искусстве. Помните? «…В роскошной золочёной раме висела картина с изображением каких-то непонятных цветных кривулек и загогулинок». Землянин Незнайка, привыкший к тому, что художник Тюбик изображает понятное и красивое, никак не мог врубиться в сию запредельную эстетику. Тогда на помощь к нему пришёл местный житель Козлик, в два счёта прояснивший ситуацию: «Ты, братец, лучше на эту картину не смотри, не ломай голову зря. Тут всё равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий вовсе нальёт жидкой краски в лохань и хватит ей посреди холста, так что получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно смотришь и ничего понять не можешь – просто мерзость какая-то! А богачи смотрят да ещё и похваливают. “Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там нас учил. Богатый и без художника всё понимает, а бедняку и не нужно ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте жить».

    http://zavtra.ru/content/view/hruschyov-i-enteo/
  • Tags: 1960, Музеон, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 47 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →