Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Category:

Чучело и крапивинские мальчики.

  • Не так давно мне захотелось вспомнить книги Владислава Крапивина, причём, я не стала их перечитывать, а купила аудиокниги. И вот что меня поразило - тот мир, который беспрестанно описывал Крапивин, представился мне миром-антиподом, воссозданным в повести Владимира Железникова «Чучело». Причём, эта антитеза показалась мне настолько сильной, что я решила написать об этом. Итак, провинциальный русский город в качестве фона. У Крапивина это всегда - царство вселенской гармонии и чудесного переплетения старины с новизной. Тут не хотят в Москву и относятся к ней без завистливого трепета. Она где-то там, а у нас тут - уютные сады, палисадники, старые крыши, таинственные развалины, голубятни, мезонины... Уютные булочные, чарующие музеи, талантливая интеллигенция, и - невероятно, ...невыносимо добрые, понимающие, светлые дети.



    У Железнякова в его повести тот же самый город. По виду. Но он совершенно иной на вкус. Тут всё сумрачно и уныло. Обречённо. Это не благородные руины, а тотальная обшарпанность. Хотя, в книжке всё это не так минорно, как в кинокартине, но всё-таки настроение ощущается и в повести. Мир Чучела - это тотальное захолустье, хотя автор и описывает тот город, скорее беспристрастно, чем с досадой. Пожалуй, я нашла подходящее слово - тут не самодостаточно. Город ощущает свою второсортность, в отличие от многочисленных крапивинских Старогорсков. Трагедия Леночки Бессольцевой, равно как и той девочки, которую прозвали Железная Кнопка, в том, что их мир лишён ...идеализма, чести и той мушкетёрской верности, которая отличала стиль Журавлёнка, Вальки Бегунова или, например, мальчиков-ветерков из «Голубятни...»



    Обе девочки ведут себя так, будто бы их занесло из ...крапивинских миров, поэтому одна выглядит доверчиво-ненормальной, а другая - упорото-стойкой, жестокой на пустом месте. Они обе - из мира, где даже расстрел игрушечными пульками должен обставляться, как реальная казнь. Предательство - немыслимо! Впрочем, дети всё равно добрые и чистые. Помните, эту жутковатую сцену из «Журавлёнка...»? Ещё интересный момент - у Журки, как и у Лены есть аристократичные дедушки-коллекционеры. Этакие советские дворяне с определённым отношением к жизни, разве что Журкин дед собирал старинные книги, а Леночкин - картины. И там, и там звучит тема дороговизны антиквариата и ...некоторой странности этих замечательных дедушек. Только к одному из них в городе относятся благоговейно, а к другому - как к блаженному. Точнее, как к придурку. Заплаточник!



    Бессольцева и Кнопка - это... по сути крапивинские мальчики, зачем-то явившиеся в дамском обличии, да ещё и в нехарактерном для них мире. Отсюда - безнадёга. Мир-перевёртыш, где всё не так, хотя, всё именно что как в зеркале, где правое - это левое, а правильное - это глупое. И никаких подарков судьбы. Детям из «Чучела» не светит ничего, кроме унылой серости, дождливых дней и таких же нерадостных смыслов. Их не взяли в Москву, потому что никакой Москвы в том мире нет - это тот самый город Зеро, который потом всех поразит в одной из перестроечных кинокартин. У крапивинских мальчиков есть манящие горизонты и блистающий мир. Он открыт и наполнен возможностями. Дорогами. Поэтому Бессольцевы и уезжают в свои миры. Им - можно. Кстати, в крапивинской «Голубятне на жёлтой поляне» нам показаны сразу три параллельных мира, сосуществующих на Земле, а из одного пространства в другое можно попасть на некоем странном поезде. Так вот, город крапивинских мальчиков и город, где мыкалась Лена-Чучело, это один и тот же населённый пункт. Просто из параллельных миров. И надо только успеть на поезд... Или на каравеллу. Герои Крапивина очень любят это слово - каравелла.
  • Tags: Литература, О Жизни, СССР
    Subscribe
    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 225 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →