Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Жена-большого-начальника - отрицательный типаж.

  • Как известно, советское искусство было не развлекательным, а – дидактическим. Зовущим к. Борющимся с. Воспитывающим. Искореняющим. Непримиримым. Посему отрицательного героя должно быть видно сразу. Я уже как-то писала о типичных признаках «нехорошего человека – редиски» в изображении советского кино (а также – литературы, публицистики и жанровой живописи). Среди этого чарующего многообразия адвокатов-брюнетов-Арнольдов и фигуристо-слащавых маникюрш Нелли особым образом выделяются неработающие жёны больших и малых начальников. Это был маркер – отсутствие личной трудовой биографии, так как считалось, что женщина обязана успевать в цеху (или в лаборатории, в конструкторским бюро, etc), а по вечерам превращаться в верную супругу, добродетельную мать и всё понимающую соратницу мужчины. Я не собираюсь в сотый раз обсуждать сию порочную практику «совмещения». Просто указываю на. Отдельный сорт отрицательных героинь – «тунеядствующие» супруги главных инженеров, маститых писателей, директоров заводов. Оговорюсь, что этот типаж был остро популярен в 1950-х – в начале 1960-х годов.



    Итак, образ. Во-первых, это должна быть красавица, точнее – фифа. Карикатурно-модная. Либо корпулентная, в теле. Либо – фигуристая. Как правило – и это куда как дидактичнее! – молодая вертихвостка при пожилом или просто зрелом мужчине. Одевается с шиком. Непременно – размалёвана. Особенно сие заметно рядом с чистыми и ясноглазыми лицами каких-нибудь фабричных активисток. Маникюр крупным планом. Во-вторых, имя. Лучше всего – заграничное, а если уж не удалось записаться Дианой или Беллой, то это завсегда какая-нибудь Вавочка, Лёлечка, Неточка, Софочка и Татуся. В-третьих, её мир – это трюмо, флаконы парфюмов, пудреницы, шифоны и… шифоньеры. А ещё – вазочки, салфеточки, абажурчики. Романсы и оперетты. Комиссионки, спекулянтки, рестораны, авто, салоны красоты. Она говорит пискляво-капризным голосом. Она требует. Она этого достойна! Безусловно, она ни черта не читает, а если читает, то исключительно журналы мод и любовные романы (напомню, что того и другого в СССР было крайне мало). Она – мещанка!



    Безусловно, поклонница всего заграничного – отсюда дружба со спекулянтками, достающими ей иноземные шмотки. В-четвёртых! Мужа своего она, как вы уже поняли, не любит. Просто пользуется. Поэтому, когда её благоверного снимают с должности или отправляют в романтический таёжный посёлок Светлые Дали, наша Вавочка тут же устраивает скандал. Точнее – скандальчик. Орать она тоже не умеет – она чересчур хрупкая (даже если толстая). Вавочка собирает чемоданы, визжит, что уедет к маме-папе, а также мстительно сообщает, что адвокат-брюнет-Арнольд давно просил её руки, а она, как дура была верна какому-то ничтожеству…! Поскольку наше искусство должно было воспитывать и внушать, то Вавочка, в конечном итоге, всегда оказывалась у разбитого корыта. Впрочем, её супруг часто оказывался у него же. У корыта с пробоиной. Например, его сажали за растрату или, как было указано выше, снимали с должности. Крупным планом – раскаяние мужа и обиженно-хищная моська жены. Вавочка неисправима – она всё ещё молода, красива, панбархатна и шифониста. И при горжетке, которую не конфисковали. Вперёд к сияющим вершинам – крупный босс всегда клюнет. На такую-то приманку!
  • Tags: 1950, Женские типы, Кино, О Жизни, Отрицательный герой, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Женские типы” Tag

    • Странная карьера Людмилы.

      Киноленту «Москва слезам не верит» (1979) можно обсуждать долго и с удовольствием (я буду обсуждать именно фильм, а не киноповесть, написанную уже…

    • «Школьный вальс» - зачем Дине эта свадьба?

      В молодёжной драме «Школьный вальс» (1978) довольно много странных моментов (допустим, совершенно непонятно поведение Гоши Кораблёва, сбежавшего…

    • Почему же Вася сбежал от Раисы? Всё сложнее!

      Кинокомедию «Любовь и голуби» (1984) можно рассматривать с разных сторон, ища в повествовании новые смыслы, даже сакрально-мистический. Но сегодня…

    • Зачем Людочка нужна Хоботову?

      Двухсерийный шедевр «Покровские ворота» (1982) можно разглядывать годами… Не смотреть, а именно так – разглядывать. Это фабула, создающая…

    • Почему она к нему бегала?

      В позднем СССР – в кино, литературе, фельетонах – завёлся особый тип отрицательного героя, которого можно поименовать «настоящий вроде-мужик».…

    • «Плащ Казановы» - почему совсем не жаль героиню?

      В конце 1980-х – начале 1990-х годов познесоветское кино выдавала фильмы особого жанра – в них показывалось супер-убожество советской жизни на фоне…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 69 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →