Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Новый фильм Говорухина!

  • Киноработа Станислава Говорухина - это всегда событие, хотя (если честно) ему было бы достаточно снять один только шедевр - «Место встречи...», чтобы навсегда остаться в числе знаменитых режиссёров. Фильмы Говорухина - увы, неравноценны. И вот - новая вещь с привлекающим названием - «Конец прекрасной эпохи». Название - из Бродского. Стихи, написанные в 1969-м, где говорится, что «...зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика / Не по древу умом растекаться пристало пока» Что характерно и что странно - снято по довлатовскому «Компромиссу», однако, авторы перенесли действие на несколько лет назад - из 1970-х в 1960-е. В некотором смысле, это примерно то же, что поменять XIX век на XVIII-й, ибо между 1975-м и 1969-м - пропасть. Другая страна. Иные смыслы. При том, что Говорухин и Довлатов - это очень-очень разные персонажи. Поэтому получилось не Говорухин + Довлатов, но Говорухин VS Довлатов. Тема - одна, тогда как персонажи, декорации, фон, Zeitgeist - всё иное.



    Начну с того, что центральная фигура повествования - много симпатичнее довлатовского лирического героя. Ему дают иное имя - Лентулов. Как художника. Но всё остальное - ровно то же: молодой писатель-нонконформист, которого не печатают. Журналистика в Таллинне. Попойки. Женщины. Печаль. Сарказм. Разве что, говорухинский Лентулов лишён привычного довлатовского цинизма. Точнее, цинизм у него в лёгкой форме, как было принято именно в 1960-х. На фоне юмора и парадоксов. С налётом фронды. Это, скорее, повзрослевший аксёновский мальчик. В фильме хороши декорации - обычно именно они уродуют восприятие. Тут - нет. Авторы постарались даже с реквизитом, вроде маленькой детали - таллиннского сувенирного светильника, который продавался именно в конце 1960-х годов (его крутит в руках приятель глав-героя - Жбанков). Да, остальные персонажи книги на месте - и Миша Шаблинский, и главред Туронок, и вышеупомянутый Жбанков.

    Кстати, по книге Туронок - жалкий полуидиот, над которым откровенно ржёт Довлатов. В фильме главред - приятный, ужасающе наивный человек который служит тому обществу, в котором довелось жить. Он забавен в своём стремлении, но он не выглядит совсем уж полудурком. Добавлю, что слова он произносит именно по тексту. Но интонация - важнее слов. Типажи вообще подобраны со вкусом - лица очень похожи на тогдашнее кино, а красотка Светлана Ходченкова сделана а-ля Марианна Вертинская. Ощущение света 1960-х. Чёрно-белая плёнка, хотя в те годы было уже много цветного кино. Попытка стилизации. Удачная. Почему - конец прекрасной эпохи? Понятно, что прощание с Оттепелью. Наступление маразма и Застоя. Финал - грустный. Путь в никуда. В болото. В картине есть ощущение тоски, как будто их всех (включая саму страну) ничего не ждёт, ибо после Космоса-61 и прочих научных дерзаний а-ля герои Стругацких, больше ничего и не будет. Только скатывание в пустоту и скуку.
  • Tags: 1960, Кино, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “Кино” Tag

    • А волосатых - не пускать!

      Потрясающий разговор о пролетарской сознательности, модных танцах и о том, что директор не велела пускать в клуб этих...волосатых (ну, хиппи и…

    • Советский мультик в стилистике 'Yellow Submarine'.

      В Советском Союзе была очень популярна стилистика мультфильма 'Yellow Submarine'(1968), посвящённого группе 'The Beatles'. В этой манере рисовали…

    • Танцы в советском санатории.

      Танцы на советском курорте - особая песня. Задорно, прикольно, солнечно. Старые стены (1973). Отрывок. Танцы на курорте. от Галина Иванкина…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 43 comments