Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Брюнеты в кепи.

  • Продолжаю разговор от отрицательном герое по-советски.

    …Итак, отрицательный герой по-советски всегда помечался специфическим тавро – всё-то в нём было сомнительным – и одежда, и душа, и мысли. И даже имя. Многочисленные Арнольды, Вавочки, Эдики и Нелли кочевали из фельетона – в повесть, из сатирической короткометражки – в многотомный производственный роман. Однако же гад, жулик, предатель, да и просто - заурядный филистер не только выделялся своим «заграничным» или уменьшительно-ласкательным именем - он всегда по-особенному выглядел. Разумеется, общественные вкусы менялись, но были и устойчивые варианты. Например, шпионов, главарей банд, …ловеласов-пошляков чаще всего изображали брюнетами. Уже в сатирических произведениях 1920-х годов прослеживается эта линия – перед нами проходит череда многочисленных модников, неверных мужей, порочных юношей со старорежимными замашками и попросту жуликов, вроде Остапа Бендера. В рассказе Михаила Зощенко «Папаша» мы видим пренеприятную картину – мужчина увиливает от алиментов, пытаясь доказать, что ребёнок вовсе не от него:


  • Положительный - блондин, отрицательный - брюнет...

    «Носик действительно на меня похож. За носик, говорю, я завсегда способен три рубля или три с полтиной вносить. А зато, говорю, остатний организм весь не мой. Я, говорю, жгучий брюнет, а тут, говорю, извиняюсь, как дверь белое. За такое белое - рупь или два с полтиной могу только вносить». В одном из очерков, посвящённых судебным разборкам (журнал «Суд идёт!), описывался красавчик-донжуан, похожий аж на Рудольфа Валентино – голливудского героя-любовника. Безусловно, жгучего и, конечно же – брюнета. В тексте мелькают упоминания о клетчатых пиджаках, полосатых брюках, шёлковых кашне и – обещаниях пристроить барышню в синематограф. Кстати, особым пунктом значится модная деталь – кепи. Почему-то авторам особо ненавистен именно этот головной убор, как будто его носитель получает дополнительный импульс от злых сил - как в многочисленных сказках о волшебной шапке.



    …В кинофильме «Цирк» (1936) все положительные персонажи – от богатыря Мартынова до импортной цирковой дивы Марион – золотоволосы и светлоглазы, а вот расист и подлюка Кнейшиц – обладатель чёрной, сальной чёлочки и таких же мерзких усиков. Праведный, беспорочный пионер Тимур из киноверсии 1940 года – настоящая белокурая бестия, а его непримиримый враг – Мишка Квакин изображён смуглым брюнетом. Сия традиция распространялась даже на иллюстрации к военным приключениям и боевые киносборники – так, оккупант или же – фашистский холуй (из местных) бывал всегда темноволос, тогда как доблестный советский воин рисовался природным блондином. Впрочем, этот канон соблюдался и на «мелодраматическом» уровне. В культовом фильме предвоенной поры – «Моя любовь» (1939/1940 гг.) недоверчивый, хмурый брюнет противопоставлялся прекраснодушному блондину, и именно последнего выбирает красавица-Шурочка.



    Усики тоже были знаковой деталью в изображении дрянного человечишки. Повторюсь – усики, а не усы (усы – те у красного командира или председателя колхоза). Но тонкие, ухоженно-стильные – вот, где гнусность. Так, в известном стихотворении Бориса Тимофеева «Гарри» (1954) прямо говорится: «Как шнурочек, тонок ус, / Нету ярче шляпы... / В третий раз бросает вуз / Иждивенец папы». Замечательна и сама композиция стихотворения – в едином пространстве собрано всё – от омерзительных усиков и беспрецедентной шляпы до иждивенчества и тунеядства. Впрочем, описание стиляги в одноимённом фельетоне 1949 года ещё более красноречиво: «Он сел. Но как сел! Стул повернул спинкой вперед, обнял его ногами, просунул между ножками ботинки и как-то невероятно вывернул пятки: явный расчет показать носки. Губы, брови и тонкие усики у него были накрашены, а прическе «перманент» и маникюру могла позавидовать первая модница Парижа». Помимо тонких усиков мы отмечаем общую замысловатость облика, ибо отрицательный герой часто совмещал в себе эстетную ухоженность с нарочито-вызывающей модностью...

  • ДАЛЕЕ - ТУТ!
  • Tags: Кино, Литература, О Жизни, Отрицательный герой, СССР, Стиляги
    Subscribe

    Posts from This Journal “Кино” Tag

    • Одноразовая женщина в советском кино.

      В позднесоветском кино был такой устойчивый типаж красивой, точнее — смазливой, статной, женщины, которую условно можно обозначить, как «быстрая,…

    • Почему Женя сошёл с ума от Нади?

      Обсуждая «Иронию судьбы» и прочий «лёгкий пар», авторы текстов задают односторонние вопросы: «Почему Надя так быстро выбрала Женю? Так скоро…

    • Соболевская VS Лариса Груздева.

      Каждый раз наблюдая за перипетиями детектива «Место встречи...», не могу отделаться от мысли, что единственный персонаж, которому ...приятна (хотя и…

    • За что Глеб ненавидел Груздева?

      У каждого из нас есть ненавистные типы людей, к которым мы относимся заранее плохо. И нам подсознательно хочется, чтобы представитель «плохих»…

    • Фаберже, как смысл.

      В одной из серий долгоиграющего советского телепроекта «Следствие ведут знатоки» разворачивалась трагедия молодого умельца, подделывавшего…

    • Два интересных момента из «Семнадцати мгновений весны».

      В блистательном сериале «Семнадцать мгновений весны» есть два примечательных момента, на которые редко обращают внимание — это просто фоновые…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 28 comments