Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

1970-е: модное/страшное одиночество.

  • Недавно была на выставке советского концептуалиста Виктора Пивоварова, которого я воспринимала, главным образом, как художника-сказочника - он был изысканным соавтором Андерсена, Погорельского, а также иллюстратором журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». О выставке я напишу статью, но меня в данном случае поразила одна деталь. Главный мотив его картин и рисунков 1970-х - драма вселенского одиночества. Причём не вполне ясно — тяготится ли автор этим чувством или же лелеет его? Как, впрочем, и все остальные фигуранты 1970-х.

    Один мой знакомый назвал Пивоварова - «Мамлеевым в живописи». «Серость проникала через окна в комнаты-клетушки, погружая их в сошедшее с ровных небес скудное одиночество», - это уже Юрий Мамлеев. Теперь посмотрите пивоваровскую серию «Проекты для одинокого человека» - мир на сером фоне — венский стул, окно, яблоко (с подписью: «Для красоты, для утоления голода или для другого одинокого человека»), расписание дня, варианты неба, формы снов и, наконец, краткая автобиография с большим количеством душевных терзаний, унылости и вывихов судьбы. Картинки перемежаются с текстом, сочинённым в нарочито отстранённой (действительно, как у Мамлеева) манере.

    16142768.jpg

    «Проекты...» возникли в середине 1970-х, когда атомизация общества сделалась не то злободневной проблемой, не то — модной темой в искусстве. По сути, об этом повествовали все кинофильмы эпохи Застоя — от рязановских не смешных, а точнее - очень грустных комедий, до утомляющих производственно-любовных сюжетов с пустыми названиями. «По Садовым Лебяжьим и Трубным / Каждый вроде отдельным путём / Мы не узнанные друг другом / Задевая друг друга идём задевая друг друга идём», - пел закадровый голос в «Служебном романе». Им вторила печальная блондинка из «Иронии судьбы»: «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным». В прессе писалось, что современный хомо-сапиенс — песчинка в космосе, один на один со своими заморочками, и вообще - наши типовые квартиры в домах-сотах это — социальная деградация. Пивоваров задал себе вопрос «Где я?» и придумал серию комиксовых рисунков: путь человека, живущего на окраине Москвы. Он — в толпе, но он — один. Хорошо это или плохо? Это — данность.



    В 1970-х - начале 1980-х по экрану метались бальзаковские тётки и пожухлые доценты, они что-то искали, пели под гитару стихи Цветаевой, тосковали у окна и утверждали: «Могу весь мир я обойти, чтобы найти кого-то...» Причин искать кого-то не наблюдалось - все эти люди были неплохо устроены, упакованы, много читали и даже ездили на пленэр - бродить по пушкинским усадьбам, разбрасывая осенние листья. И - смаковать своё одиночество. Фоном звучал рефрен: быть одному неприлично (как в кинофильме «Родня»), а эпизодическая героиня Ахеджаковой в «Москве слезам не верит» произносила маразматический диалог насчёт того, что одинокий человек хуже работает. Кате срочно подсовывали Гошу, Людмиле Прокофьевне - Новосельцева, а снобской Раисе Захаровне - брутального голубятника Васю. Это и был тот самый «кто-то», которого надо было хватать без оглядки. Таков был социальный заказ - не дать сапиенсу полюбить самодостаточность. Психологи тоже печалились: человеку неохота общаться.



    Именно тогда начали говорить, что новые районы не способствуют соседской дружбе и всем этим вариациям из серии «зайти с тёте Маше за луком и солью». Ретро-фильмы, вроде «Покровских ворот», рисовали обаятельную картину коммуналок с милыми соседями. Но! Художники из разряда Виктора Попкова и Дмитрия Жилинского всё больше писали одиноких, задумчивых интеллигентов, которым, если и скучно, так уж точно не от отсутствия за стенкой развесёлой тёти Маши, у которой всегда есть луковица. Одиночество было модным - оно ассоциировалось не с покинутостью, а с утончённостью. То есть, с одной стороны общество требовало солидарности, коммуникабельности, семейности, а человек всё меньше хотел общаться. По большому счёту, Перестройка ненадолго сплотила людей, погнав их на митинговые площади. Примерно с 1986 по 1993 год советские (и постсоветские) граждане много и жадно общались. Потому что был повод. А ещё был страх, а страх, как известно, заставляет группироваться и держаться вместе...
  • Tags: 1970, Выставки, Кино, О Жизни
    Subscribe

    Posts from This Journal “Выставки” Tag

    • Обалденная выставка, посвящённая сталинской эстетике.

      На головокружительной высоте — там, где никто их не может разглядеть и — оценить — высятся эти колоссы. Мускулистые пролетарии, опирающиеся на…

    • Ячейка общества.

      «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся!», - душевно и бодренько пела радиоточка моего детства. «И вершина любви — это чудо великое — дети», -…

    • Учитесь, грубые чудовища!

      Это - письмо (точнее - его фрагмент) - экспонат с выставки «Фамильные ценности», проходящей в Музее Москвы. Утраченная прелесть слога. Сплошные…

    • Убили за наивность.

      Когда я пишу о выставках, я всегда говорю про вообще. Ибо. 1) Не всякий человек пойдёт на выставку, проходящую в Москве; 2) Описания экспонатов -…

    • О башне.

      «Где-то сбоку мелькнула знаменитая башня, похожая на задранную в небо дамскую ножку в чёрном ажурном чулке», - так выразился Юрий Поляков об…

    • Писать о нём сложно... Но такого другого нет.

      Пока порядочные люди сокрушаются, что российское ТВ зомбирует население плохой развлекательной темой (я про всяких Бузновых и Камеди-Петросянов, или…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 42 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →