Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina

Categories:

Смычка не состоялась?

  • Советская цивилизация представляется сугубо индустриальной, городской и пролетарско-инженерной. Об этом рассказывалось в сотнях книг — талантливых и не очень; об этом повествовал каждый второй фильм — будь то любовная драма на фоне строительства домны, монтаж ЛЭП-500 или — искания молодых технократов. «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий!» - кричал поэт Маяковский, всё чаще писавший о месте поэта «...в рабочем строю», а вовсе не в райских кущах пастушеской Аркадии. Любой плакат, славивший гегемона, отсылал к основной идее Красной Империи: мы тут, чтобы покорить пространство и время, догнать и перегнать, реконструировать и застроить. Кроме того, нами владела футуро-мечта о космосе, оказавшаяся бы невозможной в рамках аграрного мира.



    Это был явный, яростный разрыв с традицией и, прежде всего, с деревенским укладом. Комиссары призывали стирать грани между городом и деревней, нести на село культуру быта, устраивать так называемые «смычки», подтверждавшие крах старорежимного невежества. Деревня символизировала дикость, архаику, истовую веру в «непонятного» Бога, а также — лапти, навозный дух, телеги, бороды и вилы. Страшно и тёмно. Грядёт светлый, рационально устроенный град — с фабриками-кухнями, автопробегами и нагретым асфальтом. Со сверкающими эркерами домов-коммун и белыми чашами стадионов. С физкультурниками, рабкорами и молодыми конструкторами. Всё это виделось прекрасным и вполне достижимым.


  • Пётр Вильямс. «Автопробег». Очень символичная картина. 1929-1930 гг.

    Юрий Олеша в своём романе «Зависть» воспевал гигантский комбинат питания - «..дом-гигант, величайшую столовую, величайшую кухню...» Главный персонаж — фунционер Бабичев - изъясняется, как водится, лозунгами: «Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки...» Сама жизнь должна быть поставлена на поток, рационализирована, модернизирована. Ещё немного и это выльется в грандиозную замятинскую фантасмагорию, которая столь же страшна, сколь прекрасна: «Торжественный, светлый день. И все хрустально-неколебимое, вечное - как наше, новое стекло... Площадь Куба...». Куб, как единственный желанный смысл. Оставалось решить главный вопрос — куда девать крестьянский менталитет и неизбывные «дворянские корни» русской культуры?

    ДАЛЕЕ - ТУТ.
  • Tags: 1920, О Жизни, СССР
    Subscribe

    Posts from This Journal “1920” Tag

    • Гламур и пьяные деньги «Великого Гэтсби».

      Киноверсия «Великого Гэтсби», выпущенная в 2013 году, это не об Америке 1920-х и даже не ретро-вариант с попытками сделать хотя бы похоже на…

    • О башне.

      «Где-то сбоку мелькнула знаменитая башня, похожая на задранную в небо дамскую ножку в чёрном ажурном чулке», - так выразился Юрий Поляков об…

    • «Метрополис» - эстетская истерика человека-машины.

      Вчера завела себе второй канал на Яндекс-Дзене - для эстетства и игры в бисер. Рекламы там нет, просто, в отличие от ЖЖ, там более удобная…

    • Неудачно пошутил.

      Что за газета не знаю - я эту заметку нашла именно в таком виде, без указания на источник. Но все узнают эпоху - это, конечно же, 1920-е годы.…

    • Чумовые обложки!

      В своё время ходила в библиотеки, вроде Исторической и Ленинской, чтобы читать прессу 1920-х годов (не только её, но по преимуществу). Она до такой…

    • Безумные танчики и грохот тракторов.

      Это о выставке в Музее Москвы. Очень интересно и масштабно. Тут - отрывок про 1920-е годы. ...Постреволюционное десятилетие — эксперимент и…

    Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your IP address will be recorded 

    • 12 comments