После велопрогулки.

Этому сложно подобрать достойное название...

  • Нашлось дивное. Отрывок из брошюры 1924 года «Старый и новый быт», где автор говорит о принципиально-новом отношении социума к колдовству. Вся феерия - в последних строках. Я даже не знаю, как это назвать.

    Collapse )
  • Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    После велопрогулки.

    Интересные психологические моменты в фильме «Чучело».

  • Как-то под настроение – в День Знаний – пересмотрела двухсерийную драму «Чучело» (1983), которую не видела лет десять, а может и больше. К тому же, на просторах Интернета мне попалась статья о школьной травле в советские времена, где этому киношедевру была отведена целая глава. Да, всегда интересно по-новому открывать для себя сверхпопулярный фильм, представляющейся изученным вдоль и поперёк ещё с подросткового возраста. Итак, три момента, которые меня зацепили.



    1. В 90 процентов анонсов и описаний, равно как публикаций, говорится о том, что Бессольцеву гоняли всем классом. Однако же мы видим, что в этом большом коллективе только группка Мироновой-Шмаковой устраивает, как нынче говорят – буллинг. Если посмотреть внимательно, то мы заметим, что подавляющее число одноклассников реагируют на Чучело индифферентно, и даже после сцены «признания в стукачестве» далеко не «весь класс» несётся мстить, бить, обстреливать из трубочек.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    «Блондинка за углом» - зачем они друг другу?

  • В замечательной комедии Владимира Бортко «Блондинка за углом» (1984) показаны интереснейшие аспекты позднесоветской морали и даже – психологии. Но крупным планом – любовь. Правда, здесь тоже много нюансов. Этот парадоксальный союз девушки из торговли с образованнейшим и – беспомощным астрофизиком – это двойной брак по расчёту. А то, что брак всё-таки состоялся, мы видим в последних кадрах, где Надя всё-таки устремляется за Порываемым на север, и ребёнок у них появился… Итак, зачем они друг другу – эти реальные антиподы, которым даже поговорить не о чем?



    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Хотите учиться, как при Сталине?

  • Многие товарищи, думающие, что в СССР им было бы намного лучше, постоянно вспоминают о школах сталинского периода (хотя, там учились их родители или даже деды-бабушки, а сами они застали закат цивилизации, некоторые с заходом в 1990-е). Так вот! Если быть верными сталинцами, надо знать вот эту немаловажную деталь - обучение в старшей школе и вузах при товарище Сталине было платным. Вот нормативно-правовой акт, устанавливающий эти правила. И заодно расценки. В империи Красного Бонапарта не существовало никакого эгалитэ. Нет денег? Иди в ФЗУ, пополняй ряды пролетарьята, а потом на рабфак, если - умный. Инженер в те годы - это элита. К слову, это было правильно - подростки и молодёжь жёстко мотивировались ещё и родителями, которые оплатили их образование.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    О дворянском внутри советского.

  • Самым привлекательным в СССР был так называемый дворянский компонент в культуре. Его так не называли - в пролетарском-то государстве, но он всё-таки присутствовал. Его отличия: традиционность, подражание дореволюционной этике/эстетике, антибуржуазность. Забавно, что аристократическое с советским нормально сочеталось, а вот когда подпустили буржуазное - всё начало рушится. Да. Вот - прекрасный пример дореволюционно-барской эстетики в юношеском творчестве.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    «Индустриальный натюрморт» - как изысканно!

  • Какой изысканный кубизм! Советские художники 1960-1980-х годов постоянно экспериментировали с формой - особенно, если речь шла об индустриальных темах. Итак, потрясающий по исполнению «Индустриальный натюрморт».

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    О мирах Владислава Крапивина.

  • В связи со смертью замечательного писателя Владислава Крапивина, позволю себе перепост своего давнего текста.

  • Мир, который беспрестанно описывал Владислав Крапивин - это антипод мира, сконструированного в повести Владимира Железникова «Чучело». Итак, провинциальный русский Город в качестве фона. У Крапивина это всегда - царство вселенской гармонии и чудесного переплетения старины с новизной. Тут не хотят в Москву и относятся к ней без завистливого трепета. Она где-то там, а у нас тут - уютные сады, палисадники, старые крыши, таинственные развалины, голубятни, мезонины. Уютные булочные, чарующие музеи, талантливая интеллигенция, и - добрые дети.


  • Иллюстрация Е. Медведева к произведению В. Крапивина.

    У Железнякова в его повести тот же самый Город. По виду. Но он совершенно другой на вкус. Тут всё сумрачно и уныло. Обречённо. Это не благородные руины, а тотальная обшарпанность. Хотя, в книжке всё это не так минорно, как в кинокартине, но всё-таки настроение ощущается и в повести. Мир Чучела - это тотальное захолустье, хотя автор и описывает тот Город, скорее беспристрастно, чем с досадой. Пожалуй, я нашла подходящее слово - тут не самодостаточно. Город ощущает свою второсортность, в отличие от многочисленных крапивинских Старогорсков.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Интересный символ в фильме «Афоня».

  • В кинокомедии «Афоня» (1975) очень много интересных фоновых деталей (допустим, вот эта – пожалуй, главная и определяющая). Но сегодня разговор пойдёт о вроде бы случайной вывеске, точнее – о названии кафе. Скажете: это обычная городская среда города Ярославля, где снимался фильм? Мол, это вообще не повод. Именно – повод. Георгий Данелия был утончённым символистом, и он создавал своим историям по 2-3 смысла «в нагрузку». Итак, название, которое все заметили и которое в кадре мелькает с определённой регулярностью. Это – кафе «Ассоль».



    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Аманда Лир и советское кино.

  • В советском кино нечасто, но всё же звучали зарубежные хиты, под которые танцевали, влюблялись и даже дрались молодые «строители коммунизма» (подробнее о хитах, в том числе о том, под который дрались девчонки из фильма «Никудышная» - тут) Несколько чаще западный музон пускали в качестве фона для чуждой и морально опустошённой буржуйской жизни в какой-нибудь социальной драме. Почему же я вспомнила отдельно про Аманду Лир? С ней получилось забавнее, чем с ABBA, Boney M и ‘Hafanana’ от Afric Simone.



    Collapse )