Category: дети

После велопрогулки.

Не согласна с мнением.

  • Тут в топах ЖЖ висел текст очень интересного блогера ygashae_zvezdu насчёт советских экранизаций сказок Шарля Перро. Мол, они неудачны и как бы перечёркивают сам первоисточник. Автор пишет, что Проблема советских адаптаций Перро в том, что большинство авторов стремилось раздвинуть границы, захватить не только детскую аудиторию, но и потешить взрослую, в итоге не угождая никому. Не буду ничего доказывать автору - это его вкус, однако, скажу ровно противоположное: советские адаптации ...Перро, Андерсена, русских народных сказок одновременно угождали и детям, и взрослым. Дети видели одно, взрослые - ловили другое. В советских киносказках было так много стёба и аллюзий, что их (фильмы-сказки) можно называть постмодернизмом для самых маленьких. Например, вот этот отрывок - это не из Перро, а из фильма, созданного по мотивам русских сказок.

    Collapse )
  • Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    После велопрогулки.

    Топ-пять неудачных советских экранизаций для детей.

  • Большинство детских фильмов-экранизаций, созданных в советские времена — или хорошие или очень хорошие. Но есть ряд исключительно дурацких, по крайней мере, неудачных проектов, при том, что дети очень ждали эти кинокартины, а им показали пресную халтуру или поделку-недоделку. А то и вовсе — концептуальный ужас, наверное, интересный самим авторам, но никак не зрителям. Все эти вещи невозможно смотреть даже теперь — в ностальгических целях. Правда, в некоторых из этих фильмов присутствует хорошая музыка. Однако она не спасает.



    1. Итак, начну с разочарования по имени «Пеппи-Длинныйчулок», вышедший в 1984 году. На фоне тенденциозной, но отлично сделанной «Мэри Поппинс», а тем паче по сравнению с «Приключениями Буратино» и «Красной шапочкой» экранизация популярной в СССР сказки о Пеппи выглядела, как нечто утомительно-вымученное. Ряд плохо связанных друг с другом сцен, халтурность декораций и очень плохая, лениво-убогая игра ...прекрасных актёров. Но частями это смотрится неплохо, а местами - круто — там, где песенки.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Прекрасное далёко детей из «Чучела».

  • В 1984 году Алиса Селезнёва (она же «Гостья из Будущего») предсказала шестиклассникам Прекрасное Далёко, но они пошли другим путём, судя по всему. Точнее — общество избрало иные дороги. Но сегодня речь пойдёт не о них. Представим себе, что можно было бы предсказать другим шестиклассникам в том же самом 1983-1984 году — из фильма «Чучело». Но мы-то знаем, куда ломанётся общество. Итак, попробуем смоделировать, во что превратятся некоторые персонажи — ровесники Алисы, Коли, Фимы и прочих Милочек Руткевич.



    Начну с красотки Шмаковой. Дискотеки, шмотки, скучный троечный аттестат. Активный поиск. Кооперативные варёнки. В конце 1980-х — мощная попытка участия в местном конкурсе красоты, пластмассовая корона со стекляшками (третье место и помпезное — по меркам городка замужество). Муж-кооператор — на 15 лет старше будет расстрелян рекетирами за утаивание дохода от крупной партии леопардовых леггинсов производства Польши. Двое детей. Троечники. Далее — скучноватая и ранняя «зрелость» - лишний вес, попытка «челночить», халат, майонез, мужики, сериалы. Курсы бухгалтеров. Фирма по перепродаже просроченных йогуртов. Печеньки. Вкусняшки. Внуки.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Оказалось, там ещё есть две части...

  • Часть этого триптиха в 1980-х часто использовали, как 1) плакат 2) обложку журнала 3) часть коллажа. На деле, здесь не только боттичеллиевская женщина (в джинсах), держащая ребёнка, но и целая картина мира. Точнее, мир - это, собственно, только женщина и ребёнок. Остальное - ад и ужас. Но в виде триптиха это обретает законченный ренессансный тип. И смысл.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Мечты ребёнка 1996 года.

  • Нашла у olegmakarenko.ru письмо восьмилетнего ребёнка 1996 года. О чём он мечтает? Грёзы о будущем - это всегда отражение общественных настроений. Интересно сочетание мечт этого переходного периода... Впрочем, смотрите сами.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Самые красивые героини советских сказок.

  • Разумеется, это весьма субъективный список — у вас он может быть свой. Я включила тех, кого мы рисовали в детстве после передачи «В гостях у сказки» и кого считали однозначно красивыми. Я бы сюда ещё вписала Золушку (Либуше Шафранкову) из легендарных чешских «Трёх орешков», но это уже выпадение из заявленной темы. Итак!



    1. Вероника (Марианна Вертинская) из эстетной, псевдо-ренессансной пьесы «Город мастеров» - с элементами классовой борьбы и социальной утопии. Изысканная Вероника, живущая во дворце и кажущаяся в первый момент чем-то, вроде боттичеллиевой девы, оказывается трудящейся златошвейкой и дочерью мастера, то есть сугубой пролетаркой, что не умаляет её торжественной, светящейся красоты. В кадре мы видим дивное сочетание минималистического дизайна 1960-х и — мотивов Кватроченто, насколько сие было возможно в рамках детской постановки.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Почему детям нравился Волк, а не Заяц?

  • Один из самых любимых, желанных и — ожидаемых мультфильмов моего детства назывался «Ну, погоди!» Если несколько выпусков кряду - это праздник души, именины сердца. Нынче пресыщенные господа выражают запоздалое и какое-то снобское «фи», сравнивая Волка-Зайца с голливудскими аналогами. Но лично мне — по итогам — больше нравится советский вариант. Не то, чтобы он лучше сделан, нет. Он — ближе. Он - мое детство. Почему вдруг вспомнилось?



    Collapse )
  • После велопрогулки.

    «Незнайка на Луне» как путеводитель по эстетике 60-х

    Иллюстрации к детским книжкам, особенно к советским сказкам - лучшее зеркало эпохи. Итак, эстетика рубежа 1950-х и 1960-х годов, когда округлые формы послевоенного десятилетия постепенно вытеснялись стильной геометрией новой, молодой эпохи. О чём это я? В основном, об иллюстрациях Генриха Оскаровича Валька к фантастическому роману для детей до- и после-школьного возраста, об эстетике начала 1960-х, о том, что ощущения от «Незнайки на Луне» лично для меня непостижимым образом совпали с... фильмом «Завтрак у Тиффани», да и вообще с 1960-ми - нашими и не нашими.



    Рисунки Валька оказались для меня первым большим знакомством с эстетикой 1960-х, а слова Козлика по поводу «лунного» искусства - первой критикой абстрактной живописи...
    После велопрогулки.

    Как воспитывали советского ребёнка?

  • Прислали тут отрывок из дидактической статьи 1954 года. Как воспитывать детей. Советских. Но вообще, тут нечто, вроде протестантской морали. В Америке писались ровно такие же статьи - доводилось читать их тексты 1950-х. Та же риторика. Поэтому вопли: совок-совок! - в данном случае не оправданы. Просто сейчас деток балуют, пестуют и тетёшкают. Лет до 35.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Новогодняя биография СССР.

  • Это мой старый текст, но я традиционно ставлю его в предновогодние дни.

    Советские новогодние украшения — это не только приятная, с лёгкой грустинкой ностальгия по ушедшему детству. Шары-звёздочки да хлопушки-белочки интересны в качестве исторических артефактов - они всегда отвечают реалиям дня. Мода на тот или иной силуэт, образ, материал жёстко диктуется эпохой. Здесь — пристрастия, вкусы, общественные настроения. В игрушках ярко запечатлены события и вехи. Это — символы коллективной биографии.



    ...Революционный вихрь, казалось бы, разметал все старорежимные привычки и обыкновения, ибо, как утверждали господа-футуристы: «Прошлое — тесно». Рождественские праздники — отменены декретами. Юным силам — красные флажки. Разворачивайтесь в марше! Плакаты кричали: «Долой буржуазную ёлку!». На фотографиях — печальные и суровые дошколята. Они держат плакат: «Не тратьтесь без толку на рождественскую ёлку. Коньки и лыжи куда нам ближе». Странное было времечко — спорт противопоставлялся новогодним забавам, а русские-народные сказки объявлялись вредным чтивом.

    Но в стране - угар НЭПа — экономическое двоевластие, а посему «буржуйские» артели продолжали делать ангелочков и Вифлеемские звёзды по дореволюционным образцам. Об этом гневно писалось в прессе — мол, опять наших «красных дьяволят» волокут в пучину мракобесия. Третировали и даже изгоняли комсомольцев, рискнувших устроить новогодние (нэпманские!) гуляния. Советская цивилизация 1920-х воспринимала себя, как дивное начало начал, а всё, что происходило до Октября 1917 года требовало немедленного сожжения или хотя бы — насмешки.

    Collapse )