Category: наука

После велопрогулки.

Непопулярные знаменитости.

  • В современном российском медиа-пространстве есть очень много персонажей, которые известны, но ...не популярны. От слова - совсем. Вам это кажется оксюмороном? А на деле оно именно так. Популярность = известность + любовь, желание подражать, уважение. А есть те, кого высмеивают, но кем почему-то упорно интересуются. И как отпарировал капитан Джек Воробей на реплику: «Вы самый жалкий из всех пиратов, о которых я слышал»? А очень просто: «Но вы обо мне слышали!» Или вот. Есть ли ли в стране люди, которые слушают песни в исполнении Никиты Джигурды? Или он драматический артист? Я честно не в курсе, что он конкретно делает. Точно так же я не была в курсе, как шутит и чем свистит мадам Степаненко, пока не начался раздел имущества с Петросяном - над ними все ржут, считая несмешными. Но кто их не знает? Я не смотрела, но знала фамилию.



    Итак, феномен непопулярной знаменитости...
  • Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    После велопрогулки.

    Гуманитарии кажутся умнее?

  • Несправедливость! Например, сугубо гуманитарный мальчик Петя ничего не смыслит в математике: тупо и грустно разглядывает какой-нибудь квадратный двучлен, теорему Виета пробует зарифмовать и вообще путает фамилию - говорит «теорема Вийона», знак интеграла напоминает ему недоделанную виньетку эпохи Ар Нуво. Ну, два у него по математике! Ну, не хочет он её! Но при этом гуманитарный мальчик Петя считается умненьким. Он потом по жизни будет считаться умненьким, не умея сложить две цифры.



    У него в руках запищит и расплавится несчастная бытовая техника, а он будет с глубокомысленной гадливостью взирать на провода и прочие негуманитарные предметы. Классический пример - Хоботов...
  • После велопрогулки.

    Самая главная советская наука.

  • Среди наук, упоминаемых детскими писателями сталинской и ранне-оттепельной эпохи, особняком стоит география, землеописание, изучение, а иной раз даже - смакование озёр, гор на Востоке и прочей «прекрасной страны Сибири», воспетой в гайдаровских «Дальних странах». Поезд, как символ вечного движения и освоения новых, опасных, потрясающе интересных мест. Любовь к пространству, иной раз безнадёжно-безответная. «Заревёт, разбрасывая искры. Прогрохочет так, что вздрогнут стены и задребезжит посуда на полках. Сверкнёт яркими огнями. Как тени, промелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках большого вагона-ресторана. Блеснут золотом тяжёлые жёлтые ручки, разноцветные стекла. Пронесётся белый колпак повара. Вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден сигнальный фонарь позади последнего вагона. И никогда, ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопится, мчится в какую-то очень далёкую страну - Сибирь». Так вот, география.


  • Василий Купцов «Дирижабль». 1930-е годы.

    Много красивых картин и прекрасных кадров из кино...
  • После велопрогулки.

    Ханжество?

  • В СССР нам прививали постулат, что деньги - это не самое главное. Они вообще - не главное. Главное - это служить обществу, иначе говоря, это было то самое дворянское служение. Да, на заводе или в научной лаборатории, но - служение. Оно традиционно противопоставлялось буржуазным ценностям, - враждебным, как советской системе, так и дворянской. Конечно, сами люди en masse всегда стремились хорошо устроиться. Но здесь тоже есть нюанс. Учёные, военные, писатели, ...высококвалифицированные рабочие получали тогда весьма солидные зарплаты или гонорары. И снова нюанс.


  • Кадр из фильма «Лёгкая жизнь».

    Бармен, слесарь автосервиса, мелкая служащая в «Интуристе», мясник или, скажем, товаровед в колбасном магазине были весьма обеспеченными людьми. Да, о них не писали газеты. Да, их не приглашали на светские рауты, где царили балерины, генералы и партийные бонзы. Но и профессор математики, и прима-Жизель, и большой писатель стремились иметь в друзьях всё того же мясника. Потому что учёный-аскет мог иметь жену-фифу и детей-мажоров, которые хотят красивой жизни и дефицитной жвачки. Вот и бежал этот Пифагор, роняя штаны, к своему знакомому дядя Васе, знающему толк в вырезке.

    И снова нюанс. Дядю Васю ни за что не приглашали на пикник на дачу в Жаворонках и Барвихе. Помните, как обошлись с добытчиком Афоней обитатели интеллигентно-богатой квартиры?
  • После велопрогулки.

    Чтобы не ходить на дурацкие мероприятия...

  • У братьев Стругацких в «Понедельнике...» работники НИИ делали себе клонов (дублей) - для всяких поручений. А в этом фильме 1966 года учёный создаёт андроида, чтобы ...посылать его на собрания, симпозиумы, семинары и прочие бессмысленно-разговорные мероприятия. А самому в это время работать-работать-работать. Фильм - редкий. Пишут - лежал на полке. Мол, негоже таким образом высмеивать политически и социально-важные процедуры, вроде заседания кафедры и т.д. Вот отрывок, где обозлённый физик творит свой клон.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Какой ты нафиг геолог?!

  • В советском обществе (и в искусстве) существовал культ определённых профессий - то лётчики, то геологи, то физики-ядерщики, то гуманитарная интеллигенция. В кино и литературе эти люди изображались чем-то, вроде представителей высших каст. И вот, когда приблатнённый парнишка говорит, что вот, мол, мы-геологи замерзали и тонули, а рядом - девочки..., зритель всегда понимал: не геологи это! А жулики! И - точно! Хотя, реальные геологи могли быть... очень разными.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Утраченный феномен.

  • Как по-разному выглядели советские женщины, ставшие музами художников. Бывало и такое... В СССР был популярен образ резкой девочки-пацанки, которая сочетала в себе дерзость, преданность кому-либо или чему-либо, ранимость, стойкость, романтику, колючесть, доброту... Этот тип назывался «девчата» (во множественном числе). Пролетарские или крестьянские девушки, работающие в бригаде, в колхозе, на стройке или как тут - в порту. Они наивны, чисты, невероятно восприимчивы. Этот типаж сейчас полностью исчез, ибо для его формирования нужна... развитая индустрия и такое же сельское хозяйство.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Феномен Нади Рушевой.

  • В Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) сейчас проходит выставка рисунков Нади Рушевой. Я там побывала. Первая мысль - этот феномен мог появиться только в СССР и только в 1960-х.

    ...Принято считать, что гений — это 5 процентов таланта и 95 — напряжённого труда. Однако есть нюанс — время и место. Попасть в нужную эпоху, в конкретный социум, откликнуться на ожидания - лишь тогда все эти 5 и 95 процентов имеют резон. Какая разница, есть ли у тебя способность к поэзии, если твои современники не настроены слушать рифмы? Кто распознает великого танцора в обществе, где никому не нужен балет и вообще — классические па? Таланты и гении остро востребованы, когда моден — именно моден - интеллектуализм. Поколению Нади Рушевой не довелось полноценно «вписаться» в мир шестидесятников — точнее дети, рождённые в начале 1950-х, увидели небо в алмазах (в спутниках и ракетах!), но сами ничего не придумали. Их понедельник не успел начаться в субботу. Это касается всех, но не самой Рушевой. Она рано повзрослела — как нравственно, так и эмоционально. Поэтому все её работы выполнены в духе и стиле 1960-х — линии и ритмы журнала «Юность», молодёжной литературы, актуального дизайна. Скорость, порыв, ощущение воздуха, росчерки. Немного наспех. В этом торопливом беге нет ощущения «тяп-ляп», но присутствует желание поймать ускользающий миг. Вместе с тем, её рисунки — это предощущение 1970-х — интеллигентской грусти, осени, замыкания в себе. Она оказалась на стыке времён.



  • Моя статья.

    Под cut-ом - рисунок, которого нет на выставке - Надя иногда рисовала своих современников. Прекрасно схвачена мода 1960-х.

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Они сами разбирались в том, что рисуют?

  • Мне вот интересно - когда советские художники писали учёных в лабораториях или в иной научной обстановке, они понимали, что конкретно они пишут? Ну, не может, к примеру, выпускник Строгановки разбираться в каком-нибудь биологическом или химическом процессе. А писать - надо. Причём, похоже, чтобы химики не побили потом. Доводилось читать, что правильный художник сначала изучал обстановку и внедрялся в смысл, а потом уже принимался делать наброски (подобно тому, как артист, игравший колхозника, должен был действительно уметь пахать и сеять). Вот, к примеру, этот автор знал, что писал? Кто-нибудь в курсе? По мне так - красиво, а что там в реале?

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Советские учёные вкусно ели?

  • Картины, изображавшие учёных, являли собой особый пласт советской живописи. Поскольку внедрение образованности было одной из задач Советской Власти, то всякие академики и доценты с кандидатами выглядели, как небожители. Учёные в СССР не только много знали, но и много имели. В детективах часто обыгрывалась тема ограбления профессорской квартиры. Да что там! Вузовский преподаватель считался престижным кавалером. Но! Как выясняется, учёную братию прессовали идеологией и Славой КПСС, а потому во времена Перестройки господа-профессора устраивали фронду. В 1990-х, они, правда, опомнились. Когда их НИИшечку прикрыли, а помещение - продали... Но некоторые из них до сих пор возбухают и убеждают мир, что в СССР всё было подчинено идеологии и приводят в пример гонения на ряд наук при Сталине.

    Под cut-ом - интересная, немного сюрная картина с лаконичным названием «Кибернетики» и - опрос.

    Collapse )