Category: фантастика

После велопрогулки.

Дьяволиада "Солнечный удар"

  • Я уже дважды писала о новом фильме Никиты Михалкова. Читала много рецензий и статей. На мой взгляд, это фильм - символ. Точнее, набор символов. Мне очень понравилась статья mysea Потрясающий ракурс - ещё один символ, который я пропустила, увлекшись темой воды, часов, механизмов и Дарвина.

    Оригинал взят у mysea в Дьяволиада "Солнечный удар"
    В "Солнечном ударе" мне больше всего понравилась цитата из 'Рабы любви'. Это было очень изящно сделано.

    И ветер унес её шарф...



    Заткнув ушки, защищаясь от ужасного мира вокруг, Ольга повторяет наперекор ветру : 'Я Вас не слышу..Я ничего не слышу, не слышу Вас..' И те же слова кричит пошлая бабенка на палубе, пока шарф играет в догонялочки и с мальчиком, и с мужчиной. И летает голубой шарфик Незнакомки по кораблю. Но тот шарфик, тот, в Рабе любви, был невинен, его полет был полетом души, гонимой ветрами времени

    В 'Солнечном ударе' голубой шарф, летая, дразнит, манит, соблазняет. Он влечет и приводит ...куда? к объяснению и гостинице в маленьком провинциальном городке. К нереально потной женщине. Да женщина ли она? Не жар ли ада горит в ней, истекая каплями по коже? Суккуб был с несчастным офицериком всю ночь, а утром исчез, забрав у любовника нательный крест. Оставил конфетку, напоминая, что грех сладок. А может, еще какие планы с этой конфеткой связаны? К счастью, зритель не узнает, потому что ту конфетку никому попробовать не удалось.

    Фотография странной женщины , снятой вместе с поручиком, исчезает из реального мира так же чудесно, как появилась. А вот и поручик, и Егорий, подержавшие конфетку в руках, встретились уже на дорогах братоубийственной войны. Именно благодаря суккубу поручик оказывается в сломанном времени: его часы разбиты бесом, а взамен даны другие часы, только вот, с изъяном. Их надо ударить. И ударили. По времени, по стране, по поручику, по Егорию, по моим прадедам и прабабкам. Когда всё это началось? Когда сломалось время.

  • Buy for 300 tokens
    ***
    ...
    После велопрогулки.

    Плесень из параллельного мира.

  • Летом мне довелось прочесть фрагмент из старого-забытого советского романа с каноничным соцреализмовским названием – «Покоя нет». Автор Всеволод Воеводин в этом крошечном отрывке даёт развёрнутую картину вкусов, общественных «привычек» и пристрастий, бытовавших в послереволюционные, нэповские годы. Итак, судите сами: «…Рабочая молодёжь тянулась главным образом в технику, в медицину, в университет, тогда как художественные вузы по-прежнему широко держали двери открытыми для выходцев из самых разных социальных слоёв. Дети "бывших" овладевали искусством декламации, дочки гостинодворских и сенновских нэпачей изучали фольклор, люмпены - лирику Рембо». Типа того, что малахольные дочери бывших камергеров, не успевших смыться в Париж, отправлялись постигать декламацию или же учились отличать ямб от хорея. Это – маркер.

    1831686
    Здесь и далее - кадры из фильма «Весёлые ребята».

    Но я сегодня о другом – о некоем параллельном мире, существовавшем в СССР и даже более того – …вопреки СССР. Я хочу вспомнить уже 1930-е годы, когда эта параллельность была особенно явной, яркой, сочной. Рядом с девушками-с-веслом и девушками-с-характером существовали девушки с крепдешином, фильдеперсом и песенкой «В парке Чаир распускаются розы». В этой параллельной вселенной никому не было дела до Осоавиахима и Агитпропа. Там крутились пластинки и томно читались слюнявые стишки. Нет, прямой антисоветчины не было – была тайная неудовлетворённость. Хотелось Coty, а не «Тэжэ». Мечталось о шелках от Скиапарелли (её знали – она приезжала в Москву в 1935 году!). Помадился ротик и звучало танго. Цвели курортные магнолии, пели сладкие голоса, а мужчины в модных штиблетах шептали о высшей страсти. И потом садились на …дцать лет за растрату казённых денег. (Впоследствии их внуки напишут в блогах, что дедушку упекли по 58-й статье).

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    Хоббит по-советски. Это нечто.

  • Многие знают, но многие и не в курсе, что в СССР был свой «Хоббит». Не в смысле - типа Хоббит, вроде Незнайки. А настоящий, толкиновский. После просмотра масштабного зрелища, хорошо и - мило глянуть советское творение 1985 года, где роль Торина-Дубощита играет Анатолий Равикович. Ну, тот, который Хоботов из комедии про Покровские ворота. Остальные тоже прекрасны. Если не видели - посмотрите фрагмент. Лично для меня это был культурологический шок. Не в смысле, что это ужасно. Это - нечто другое. Совсем другое. Как из параллельного мира. За наводку спасибо tandberg

    Collapse )
  • После велопрогулки.

    «Утраченное завтра».

  • На персональном сайте alexander_pavl обнаружила интереснейшую статью «Утраченное завтра» - о советской кинофантастике для детей, опубликованной в ныне почившем (?) журнале «ОМ». Позволю себе процитировать часть текста, а вот ТУТ даю ссылку.

  • «...В определённом смысле дилогия Викторова стала попыткой ответа на жестокие загадки «Большого космического путешествия». На первый взгляд здесь всё проще, определённее, но за простодушием истории юных космонавтов, выигрывающих конкурс на лучшую народную модель звездолёта и улетающих на всю жизнь в космос, стоит более сложный сюжет. Это история безымянного манипулятора, пришельца из будущего, скрытого под маской Иннокентия Смоктуновского и изменяющего прошлое (для нас – настоящее) в своих целях. Всё в первой серии разыграно легко и весело, тень только скользит на заднем плане. Но вторая серия, не без сарказма названная «Отроки во Вселенной», воплощает мрачные фантазии Ричарда Викторова в полный рост. Он явно смотрел дебютный фильм Джорджа Лукаса «THX 1138», кстати, это лучший фильм создателя «Звёздных Войн». Жуткий стерильный мир биороботов «Кассиопеи» создавался под сильным влиянием американской картины. Вращающаяся на орбите гигантская станция восхищает, а бесконечные коридоры подземных городов и механические жесты его обитателей пугают, но главное не в этом.



    Весёлые ребята, ещё позавчера рисовавшие стенгазету и певшие про «я возьму этот большой мир», уничтожают чужую цивилизацию даже не задумываясь, просто так, из симпатии к случайно встреченному инопланетянину. Ну, попросил человек, как отказать? Вот мы и взяли этих роботов к ногтю... И сразу около ребят возникает всё тот же зловещий незнакомец, предлагая им убраться с планеты подобру-поздорову. Теперь всё становится на свои места. Это было вторжение. Симпатичные инопланетяне, встреченные на орбитальной станции, никакого отношения к планете не имели. Им был нужен этот мир, и они очистили его от аборигенов-«роботов» руками землян и «малой кровью». Если бы к Кассиопее долетели взрослые (как планировалось) космонавты, то они почти наверняка стали бы задавать неудобные вопросы. Но благодаря случайности (это была случайность или результат вмешательства всемогущего манипулятора?) в контакт с планетой вошли дети. Теперь планета свободна. Теперь земляне могут возвращаться домой. Их миссия завершена».

  • На сайте http://www.alex-pavlenko.com/ в разделе his bibliografy есть и другие публикации в «ОМ» (под №15 - как раз статья про фантастику).